Что изменит возвращение Конституции 2004 года
06.02.2014
В Верховной Раде оппозиция в качестве возможного выхода из политического кризиса предлагает восстановить Конституцию в редакции 2004 года, что в целом усилит полномочия парламента, увеличит независимость правительства и ослабит роль главы государства.
В октябре 2010 года Конституционный суд отменил конституционную реформу 2004 года и вернул Основной закон в редакции 1996 года. Тогдашнее решение КС многие украинские юристы, а также эксперты Совета Европы называют сомнительным, ведь никто не имеет полномочий менять Конституцию кроме Верховной Рады.
BBC Украина подробно проанализировала способы возврата действия Конституции 2004 года. Предлагаем посмотреть, как в целом изменится баланс сил между ветвями власти в Украине в случае реализации такого сценария.
Парламент контролирует правительство
Важнейшие положения Конституции 2004 касались формирования Кабинета министров.
Сегодня Верховная Рада утверждает представленную президентом кандидатуру премьер-министра. В процессе назначения отдельных министров депутаты не участвуют. Они имеют полномочия только отправить в отставку все правительство.
Согласно Конституции 2004 года в парламенте должна быть сформирована коалиция, которая предлагает президенту кандидатуру премьера. Глава государства должен представить именно эту кандидатуру на утверждение Верховной Раде.
Также парламент будет утверждать всех министров, при этом кандидатов подает премьер-министр, за исключением министров обороны и иностранных дел, кандидатуры которых в Раду подает президент.
Полномочия увольнять отдельных министров или отправлять в отставку все правительство президент теряет, это становится исключительным правом парламента.
Хотя у главы государства появится возможность останавливать действия актов Кабмина и направлять их в Конституционный суд.
Подчинение ключевых органов
Согласно Конституции 1996 года президент назначает на должности председателей Фонда государственного имущества, Антимонопольного комитета и Государственного комитета по вопросам телевидения и радиовещания. Эти решения должен утвердить парламент.
Согласно Конституции 2004 года кандидатуры на эти должности для утверждения Верховной Радой подает премьер-министр.
Парламентская коалиция
Согласно ныне действующей Конституции, никакой формальной коалиции в Верховной Раде создавать не нужно.
Однако согласно Основному закону 2004 года, формальная парламентская коалиция является обязательной. В нее должны войти большинство депутатов парламента, а создать ее должны в течение не позднее тридцати дней с момента открытия первого пленарного заседания парламента или прекращения существования предыдущей коалиции.
Также согласно Конституции 2004 предусмотрено, что избранный по партийному списку депутат должен войти в соответствующую фракцию, иначе его могут лишить мандата. Хотя за время действия Конституции 2004 эта норма фактически бездействовала.
Роспуск парламента
В нынешнем Основном законе предусмотрено только одно основание для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады президентом — невозможность провести пленарное заседание в течение 30 календарных дней.
В Конституцию 2004 года с этим пунктом добавлялись еще два: если в течение месяца в парламенте не создали коалицию или в течение двух месяцев парламент не может назначить правительство.
Контроль над силовиками
Согласно Конституции 2004 года парламент сможет назначать и в любой момент уволить министра внутренних дел.
Кроме этого, сейчас президент Украины без участия Верховной Рады увольняет и назначает на должность председателя Службы безопасности Украины. В случае вступления в силу Конституции 2004 года, назначать или увольнять председателя СБУ будет Верховная Рада по представлению президента.
Изменения также могут коснуться Генерального прокурора. Сейчас Верховная Рада дает согласие на его назначение и может отправить в отставку. Так же уволить Генпрокурора может и президент.
Согласно Конституции 2004 года без согласия парламента президент не сможет самостоятельно уволить Генерального прокурора.
Сроки полномочий
В Конституции 1996 года срок полномочий парламента составлял четыре года, а президента — пять. Изменениями 2004 года оба органа получили пятилетние сроки полномочий.
Однако в Основном законе 2004 года сроки полномочий мэров и председателей сельских советов составляли четыре года, а местных советов — пять лет. В 2011 году в Конституцию внесли изменение, чтобы и мэры, и советы избирались на пять лет. В случае возвращения Конституции 2004 года сроки полномочий мэров и местных советов снова будут отличаться на один год.
|