"Нафтогаз" получит кредит в размере 2,5 млрд долл. на модернизацию ГТС
23.03.2009
Сегодня в Брюсселе состоится инвестиционная конференция на тему модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), по итогам которой НАК "Нафтогаз Украины" должна получить кредит в 2,5 млрд долл. Как пишет "Коммерсант-Украина", для получения этих средств Украина взяла на себя ряд обязательств по реформированию газотранспортной отрасли. Договоренность о проведении 23 марта инвестиционной конференции по вопросам модернизации ГТС была достигнута между Киевом и Брюсселем в 2008 г. Изначально предполагалось, что по итогам конференции Украине будет выделена безвозмездная помощь в размере 2,5 млрд евро. Позже стороны отказались от этой идеи и задекларировали, что средства будут собраны в виде инвестиций. Изменилась и их сумма – с 2,5 млрд евро на 2,5 млрд долл. В конце минувшей недели, находясь в Брюсселе с рабочим визитом, Президент Украина Виктор Ющенко заявил, что украинская сторона и Еврокомиссия (ЕК) согласовали текст совместного заявления, которое будет подписано по итогам инвестиционного саммита. Как сообщил источник издания в ЕК, переговоры были очень непростыми. "Окончательный текст удалось согласовать лишь несколько дней назад, стороны пошли на уступки, потому что у Евросоюза было категоричное требование: без этого документа конференция не состоится", - отметил источник. В частности, Еврокомиссия требовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами законодательства ЕС. "Одно из ключевых требований Еврокомиссии – реальное отделение "Укртрансгаза" от "Нафтогаза". Обе структуры могут оставаться государственными, но "Укртрансгаз" не должен административно подчиняться "Нафтогазу". Еще одно требование касается финансовой независимости "Укртрансгаза"", – рассказал чиновник Еврокомиссии. Согласно тексту совместного заявления, которое будет подписано сегодня в Брюсселе, Кабинет министров берет на себя обязательство гарантировать независимость "Укртрансгаза" и "обеспечить для этого оператора поступления от доходов от передачи газа газопроводами высокого давления и от его хранения" на уровне, достаточном для стабильного функционирования компании. Правительство обязуется также открыть украинскую ГТС для доступа сторонних компаний, желающих прокачивать газ по газопроводам высокого давления и "предоставить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам газа на прозрачных, коммерческих условиях". Тарифы на прокачку и хранение газа должны быть установлены с использованием открытой методологии, быть экономически обоснованными и "недискриминационными". Кроме того, Киев пообещал разработать до конца 2009 г. программу реформирования газового сектора на 2010-2011 гг. Украинские компании пока не готовы выполнять требования Еврокомиссии. "Ни о каком отделении "Укртрансгаза" от "Нафтогаза" не может быть и речи. Да, мы знаем, что Евросоюз выдвигал такое требование, но это невозможно. Кстати, даже в Евросоюзе не все газотранспортные компании соответствуют данной норме", - заявила пресс-секретарь "Укртрансгаза" Инна Коваль. В свою очередь заместитель министра топлива и энергетики Сергей Павлуша считает эту процедуру возможной, более того, он уверен, что ее можно провести безболезненно для компаний. "На самом деле мы формально уже соответствуем этим требованиям Евросоюза, так что серьезных изменений не потребуется. У нас давным-давно все разделено. Есть "Укртрансгаз", есть "Укргаздобыча", и они являются отдельными структурами. У них свои счета, свое руководство", - сказал он. При подготовке к сегодняшней конференции Брюссель также требовал, чтобы Киев представил инвесторам мастер-план реконструкции ГТС. Этот документ предусматривает финансирование работ в объеме 2,57 млрд долл. Основную часть суммы – 1,435 млрд долл. – предлагается потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. Другие крупнейшие затратные статьи: ремонт линейной части трубопроводов – 616 млн долл. и реконструкция двух подземных хранилищ газа – Богородчанского и Бильче-Волыцко–Угерского – 455 млн. долл. Мастер-план, который будет представлен сегодня в Брюсселе, содержит и две дополнительные затратные статьи – строительство газоизмерительных станций (ГИС) на востоке Украины – 448 млн долл. и новых газопроводов Новопсков–Ужгород и Торжок–Долина – 5,5 млрд долл., которые позволят увеличить пропускную способность ГТС на 58,6 млрд куб. м в год. Условия получения кредита Украиной остаются предметом переговоров, поскольку сегодня будет объявлено лишь о принципиальной договоренности, а не об открытии кредитной линии. Предоставление же средств, по оптимистическим прогнозам, может начаться в конце 2009 – начале 2010 гг. Уже известно, что основное финансирование предоставят Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Кроме того, достигнута договоренность о том, что кредит будет предоставлен под государственные гарантии. Сроки и процентные ставки кредитования каждого конкретного проекта могут различаться. Собеседники издания, информированные о ходе переговоров, заявляют, что "это будут очень дешевые деньги", хотя расходятся в цифрах. "Первоначальным получателем кредита выступает Минфин, и он уже дает субкредит НАК, накручивая дополнительно 2% сверх банковской ставки. При этом итоговая стоимость кредитных средств, как ожидается, будет не выше 7-8%",– заявил один из чиновников. "Мы ожидаем, что банковская ставка будет порядка LIBOR+1%, а по отдельным проектам даже ниже", – отметил представитель Кабмина. По данным Reuters, 20 марта годовой долларовый LIBOR равнялся 2,0138%. |