Украина и Евросоюз подписали совместную декларацию по вопросам модернизации ГТС
23.03.2009
Украина и Европейский союз подписали совместное заявление по итогам Международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации газотранспортной системы Украины. Об этом сообщает управление по связям со СМИ секретариата Кабинета министров Украины. С украинской стороны документ подписала премьер-министр Юлия Тимошенко. С европейской: еврокомиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер, еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пибалгс, президент Европейского инвестиционного банка Филипп Майстадт, первый вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Варел Фриман и директор Мирового банка в Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Кайзер. Церемония подписания состоялась в присутствии Президента Украины Виктора Ющенко и президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу. Как сообщила Ю.Тимошенко, указанный документ создает все необходимые политико-организационные предпосылки для утверждения комплексного и масштабного процесса реформирования газотранспортной системы. По словам премьер-министра, совместное заявление четко фиксирует, что украинская ГТС является и будет оставаться государственной собственностью Украины. Глава правительства отметила, что настоящий документ также удостоверяет доверие со стороны ЕС к украинской ГТС как надежной системе транзита газа европейским потребителям, что фактически прекращает любые разговоры относительно ненадежности газотранспортной системы Украины. "Заявление и наша работа удостоверяют взаимное стремление сторон к последующему сотрудничеству в контексте приведения стандартов функционирования ГТС и энергетического сектору Украины в целом к европейским стандартам", - отметила Ю.Тимошенко. Премьер-министр выразила мнение, что конференция и документы, которые на ней подписаны, создают предпосылки для постепенной интеграции Украины во внутренний энергетический рынок ЕС, способствуют приобретению ее членства в энергетическом содружестве. Стоит отметить, что российская делегация, присутствовавшая на конференции, покинула форум после объявления церемонии подписания итоговой совместной декларации. По словам министра энергетики России Сергея Шматко, причиной этому послужило то, что РФ "осталась в стороне от подготовки декларации". Как сообщалось, накануне Украина подготовила мастер-план модернизации ГТС, согласно которому предполагается инвестировать в ее реконструкцию и модернизацию около 3,018 млрд долл. Больше всего средств требуется на реконструкцию и строительство компрессорных станций — 1435,3 млн долл., на модернизацию линейной части газопроводов — 616,3 млн долл., на подземные хранилища газа — 455,3 млн долл. и на строительство новых газоизмерительных станций на входе в газотранспортную систему Украины — 448 млн долл. Стоит отметить, что Ю.Тимошенко во время своего выступления в Брюсселе заявила, что дополнительные инвестиции в модернизацию ГТС в размере 5,5 млрд долл. дадут возможность увеличить ее пропускную способность на выходе на 60 млрд куб. м. В то же время накануне в СМИ появилась информация о том, что ЕС готов выделить НАК "Нафтогаз Украины" кредит в размере 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако при этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности это касается отделения "Укртрансгаза" от "Нафтогаза". Обе структуры могут оставаться государственными, но "Укртрансгаз" не должен административно подчиняться "Нафтогазу" и должен быть финансово независимым. Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе – 288 млрд куб. м газа в год, на выходе – 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза – 141 млрд куб. м. |