"Газпром" готов инвестировать в модернизацию ГТС Украины
10.02.2010
Российский газовый монополист «Газпром» готов инвестировать средства в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС). Произойдет это в том случае, если информация о возможном воссоздании управляющего ею консорциума с предоставлением доли российской компании подтвердится. Как сообщает агентство Reuters, с соответствующим заявлением в Лондоне выступил заместитель председателя правления компании Александр Медведев. Он отметил, что о намерении Виктора Януковича пригласить Россию к участию в управлении ГТС он сам узнал из сообщений прессы. При этом А.Медведев подчеркнул, что «Газпром» намерен оставить без изменения условия контракта о поставках и транзите газа, подписанного с Украиной в январе 2009г., невзирая на смену правительства страны. Речь идет о заявлении главы Партии регионов о возможном привлечении к модернизации ГТС Украины «Газпрома» и европейских потребителей и о создании консорциума, в котором контроль будет распределен между участниками в равных долях. По словам В.Януковаича, участие «Газпрома» в украинской ГТС позволило бы российской компании отказаться от проектов "Южный поток" и "Северный поток", а Украина могла бы попытаться снизить закупочные цены на газ. Напомним, Кабинет министров Украины 21 октября 2009 г. одобрил концепцию развития и модернизации ГТС на период 2009-2015гг. стоимостью в 2,57 млрд долл. Источники финансирования будут разные: от средств "Нафтогаза Украины" до кредитов. 23 марта 2009 г. в Брюсселе Украина, ЕС и международные финансовые организации подписали совместную декларацию по вопросам модернизации украинской ГТС. Украина представила проекты в этой сфере на сумму 2,5 млрд долл. До 31 декабря 2009г. Минтопэнерго и "Нафтогаз Украины" должны были подготовить и утвердить ТЭО и уточненную смету затрат на модернизацию ГТС. Как заявлял в конце ноября 2009 г. министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан, РФ может участвовать в модернизации ГТС на общих основаниях. По его словам, для Росии будут такие же условия как для Японии, Кореи, Китая, или Евросоюза - любых инвесторов, которые согласны участвовать в этом проекте. При этом министр подчеркнул, что согласно действующему законодательству, украинская ГТС не может быть предметом залога под кредиты, привлекаемые для модернизации ГТС. В свою очередь, председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина заявлял ранее, что существующая ГТС принадлежит народу Украины, а создание международного консорциума возможно только под строительство новых трубопроводов. ГТС Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Ее общая продолжительность составляет 37,6 тыс. км. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд куб. м в год, на выходе - 175 млрд куб. м. Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объемом газа - более 32 млрд куб. м. По данным Минтопэнерго, в настоящее время коэффициент полезного пользования (КПД) газоперекачивающих станций в Украине составляет 24%, что приводит к необоснованно высоким затратам технологического газа на транспортировку. |