Украина предлагает провести переговоры со странами, пострадавшими от введения пошлин на автомобили
15.07.2013
Угроза санкций в ответ на введение защитных мер на импорт автомобилей вынудила украинскую власть начать искать компромисс с зарубежными торговыми партнерами. В правительстве заявили, что Украина предлагает России и другим пострадавшим странам обсудить вопрос компенсаций. Неофициально вопрос изменения размера пошлин на автомобили обсуждается уже давно, но пока предложенные варианты не устраивают страны-автоимпортеры, отмечают эксперты, пишет "Коммерсант-Украина". Украина впервые сообщила о возможности проведения переговоров о компенсациях со странами, пострадавшими от введения дополнительного сбора с импортных автомобилей. В пятницу в Минэкономразвития объявили итоги обсуждения украинских действий в ходе заседания совета ВТО по торговле товарами, состоявшегося 11 июля. "В связи с намерением России приостановить ряд уступок делегацией Украины было акцентировано на стремлении найти взаимную договоренность с Россией и другими заинтересованными странами-членами ВТО, которая будет предусматривать компенсацию с наименее отрицательным влиянием на международную торговлю",- говорится в сообщении МЭРТа. При этом не уточняется, идет ли речь о денежной компенсации или об изменении экспортно-импортных пошлин. Получить дополнительные комментарии Минэкономразвития вчера не удалось. Речь идет об отрицательной реакции США, Японии, ЕС и других стран на введение Украиной в апреле трехлетней специальной пошлины на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л (6,46%) и 1,5-2,2 л (12,95%) при базовой ставке пошлины в 10%. В ходе заседания совета представитель Японии обвинил Украину в нарушении правил ВТО, Турция еще в июне предупредила, что с 12 июля может ввести дополнительную пошлину на импорт украинских грецких орехов в Турцию. А на прошлой неделе Россия заявила о намерении ввести ответные дополнительные пошлины на импорт из Украины шоколадных изделий, сахара, термостойкого стекла и угля. <strong>Читайте также: Совет ВТО по торговле товарами обсудил защитные меры, принятые Украиной.</strong> Правила ВТО предусматривают право на введение защитных пошлин в случае резкого роста импорта - без уплаты компенсаций. "Таким правом воспользовалась Украина, более того, это решение было подтверждено Окружным административным судом Киева. В такой ситуации импортеры могут либо ждать год и добиваться пересмотра, либо оспаривать правомерность этого решения в ВТО, что займет по меньшей мере год. Именно поэтому заявление украинских властей о готовности выплачивать компенсации выглядит как минимум удивительным",- отмечает советник юридического бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Глеб Бялый. До сих пор единственным заявлением власти о готовности к компромиссу было высказывание премьер-министра Николая Азарова о возможности досрочной отмены пошлины после стабилизации автопроизводства. "Возможно, Украина дала понять, что готова отказаться от дополнительной пошлины в обмен на компенсации",- полагает партнер юрфирмы AstapovLawyers Олег Мальский. По его словам, выплата компенсаций Украиной в обмен на повышение пошлин, которое украинские власти считают законным, выглядит очень странной. К такому шагу Кабмин принудили ответные меры со стороны Турции (на 6,2 млн долл) и России (на 36,2 млн долл), уверен генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. "Это прецедент введения ответных санкций без официального признания факта нарушений со стороны ВТО. Однако такие действия Украины могут стать прецедентом для других стран, в первую очередь для Китая",- говорит он. По словам Назаренко, Украина уже предлагала ЕС снижение ставок на импорт запчастей. "Однако в ЕС решили, что такой шаг выгоден в первую очередь украинскому автопрому, и отказались от этого. Сейчас власть предлагает сценарий снижения дополнительной пошлины вдвое в обмен на публичное согласие с правомерностью ее применения. В ЕС не согласны и с этой инициативой, однако готовы согласиться на применение дополнительной пошлины лишь с импорта свыше объема ввоза автомобилей за 2012 год",- отмечает господин Назаренко. Ранее источник "Ъ", близкий к Еврокомиссии, говорил, что Украина действительно предлагала компромиссные предложения: "Однако пока неизвестно, с кем общаться - кто из чиновников правомочен представлять позицию Украины в вопросах ВТО". |