Духовенство УПЦ подвергло критике установку креста, вызвавшего конфликт в Умани
05.09.2013
Установка представителями общественных организаций Черкасской области православного креста с распятием Иисуса Христа возле традиционного места проведения паломниками-хасидами своих обрядов вызвала негативную реакцию со стороны духовенства УПЦ, сообщает черкасский Пресс-центр, "Вечерняя Умань" и "Православие в Украине". Как сообщают черркасские СМИ, крест, установленный в Умани в честь 1025-летия крещения Руси, освятили настоятель Свято-Покровского храма УПЦ (МП) священник Андрей и настоятель собора Святой Богородицы УГКЦ священник Дмитрий Балей. В результате к городской власти обратилось Уманское еврейское общество с просьбой перенести крест. Иудеи побаиваются, что православный религиозный символ, установленный в районе паломничества хасидов, может привести к конфликтам. Похожая ситуация произошла летом 2011 года в Крыму. Тогда православные казаческие организации, вопреки позиции Крымской епархии УПЦ и мусульманской общины, пытались несанкционированно установить поклонный крест под Феодосией. Противостояние с милицией перешло в кровавое побоище, в котором принимал участие сотрудник двух Синодальных отделов УПЦ атаман Верного казачества Алексей Селиванов, проигнорировавший позицию священноначалия. Комментируя ситуацию в Умани, Шимон Бускилла, представитель еврейского Международного благотворительного фонда заявил: "Вера - есть вера. Это святое. Наши праведники учат нас уважать всех. Я не знаю, кто ставил крест и для каких целей. И что может быть дальше. Нельзя трогать символы другой веры. Но мы боимся, что кто-то из наших одноверцев, кто не очень уважает законы религии, его повредит. И тогда может произойти никому не нужная война. Мы боимся, что крест - как бак бензина. Что могут быть провокации". В Умани управляющий местной епархией УПЦ епископ Уманский Пантелеимон (Бащук) присоединился к недоумению евреев: "Я не принимал участия в освящении креста, меня не пригласили. Более того, ко мне не обращались за благословением или советом. Если бы спросили, я бы посоветовал поставить распятие в другом месте. Крест должен объединять, а не становиться причиной ссор. Обычно кресты ставят около въезда в город, на перепутье или в память о чем-то. Пруд около еврейской синагоги не является памятным местом. Крест должен стоять в доступном для людей месте, а не на скале, куда трудно добраться. Я убежден, что людям, которые его установили, стоит прислушиваться к советам городской власти и перенести его в другое место". Пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ протоиерей Георгий Коваленко, комментируя сложную ситуацию в Умани, заявил: "К сожалению, существуют некоторые общественные организации, которые пытаются быть православнее, чем сама Православная Церковь, пытаются быть ревнителями там, где нужно быть миротворцами. Межконфессиональный и межрелигиозный мир в Украине - это наше сокровище, и нужно с уважением относиться к людям, которые исповедуют другую религию, к представителям других конфессий. Это никоим образом не связано с отречением Христа, потому что христианин должен исповедовать веру в Христа до самой смерти, но не имеет ни одного права провоцировать межрелигиозные конфликты. Христианство - это религия любви, и эту любовь мы должны демонстрировать даже к людям, которые верят не так, как мы, или вовсе не верят. Бог есть Любовь, и Своим ученикам проповедовал любить и друг друга, и даже врагов". Глава Паломнического центра УПЦ Владимир Телиженко также обратил внимание на то, что установление креста в Умани на месте молитвы иудеев-хасидов вполне может стать причиной обратной реакции со стороны радикально настроенных евреев. "Вполне возможно, что вернувшись к себе на Родину, иудеи могут обращаться с тысячами христиан из разных уголков мира неуважительно только потому, что они встретили такое отношение к себе со стороны украинских православных", - сказал В.Телиженко, комментируя ситуацию в Умани. "В современной истории в условиях многонационального и многорелигиозного общества действуют такие древнейшие Патриархии, как Вселенская Патриархия в Константинополе и Иерусалимская Патриархия в Иерусалиме. Находясь в достаточно сложных регионах, каждая из них стремится выказать уважение к другим религиям и национальностям, в то же время, защищая основы совей веры, - отметил Владимир Телиженко. - И Вселенский Патриархат, и Иерусалимский Патриархат неоднократно выступали миротворцами, в частности между мусульманами и христианами в разных странах мира - не только в Турции и в Израиле, говоря свое слово с высоты и глубины служения Христу и одновременно показывая смирение во Христе. Одно дело - свидетельствовать о том, что "я - христианин". Совсем другое дело - прийти к кому-то непрошено и кричать "я - христианин!", вызывая тем конфликт. Дух евангельский говорит о том, что христианин должен свидетельствовать о своей вере, но избегать конфликтов. Попытка навязывать себя, символы своей веры в тех местах, где заведомо это может вызывать конфликт, мягко говоря, неразумно. Это относится к ситуации в Умани. Символ нашей веры - Крест - вполне может стать предметом поругания, поскольку другие видят в нем не символ воскресения во Христе, а символ поругания своей веры. Поэтому, думаю, уже на бытовом уровне каждый христианин должен стараться быть смиренным и мудрым во Христе, не провоцировать конфликты, следуя евангельским словам "будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16)". Некоторое время назад неизвестные исписали распятие словами на иврите. После этого милиция установила веб-камеру, чтобы постоянно наблюдать за тем, что происходит около креста. |