Погода г.Сумы
СЕГОДНЯ
23.11
Суббота
ЗАВТРА
24.11
Воскресенье
П.ЗАВТРА
25.11
Понедельник
ночью-3°C-5°C-13°C
до
обеда
днем

-1°C

-4°C

-8°C

после обеда
последнее обновление: 10:00 (GMT+2)
Курсы валют г.Сумы
ВалютаКурс НБУ
на
Банки г.Сумы на
покупкапродажа

USD

0

0

0

EUR

0

0

0

RUB

0

0

0

Реклама

Институт медиа права считает инициативу ПР о противодействии экстремизму угрозой для СМИ


04.12.2013

2 декабря 2013 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект в„– 3718 "О противодействии экстремизму", инициатором которого является народный депутат Вадим Колесниченко (Партия регионов). Институт медиа права прокомментировал этот законопроект. Ниже подан текст комментария.

Авторы законопроекта предлагают определить виды и формы экстремистской деятельности, а также предусмотреть уголовную ответственность за такую деятельность, дополнив Уголовный кодекс Украины специальной статьей, максимальная санкция по которой составляет до 8 лет лишения свободы.

Данный законопроект, как указано в объяснительной записке к нему, разработан с целью предотвращения распространения в Украине проявлений экстремизма, а также с целью предупреждения, выявления и остановки экстремистской деятельности и ликвидации ее последствий. Однако определение экстремистской деятельности и содержание законопроекта вызывают серьезные замечания с точки зрения соблюдения прав человека и свободы слова. Законопроект содержит размытые формулировки, которые позволяют расширено объяснять его положение и безосновательно усиливать полномочия государственных органов, уполномоченных, на борьбу с проявлениями так называемого "экстремизма". В соответствии с законопроектом можно будет запрещать любые мирные собрания, закрывать юридические лица, запрещать СМИ и блокировать веб-сайты.

По нашему убеждению, положению законопроекта, безосновательно расширяют сферу действия уголовного законодательства, ведь ответственность за большинство нарушений, на избежание которых направлен законопроект, уже достаточно четко закреплены в действующем законодательстве, которое касается предотвращению терроризма, разжиганию национальной вражды, и тому подобное. Зато действующий законопроект предлагает размытые сроки, которые можно чрезвычайно широко объяснять, например экстремизм это в частности "нарушение прав, свобод и законных интересов". Под такое определение можно подвести что-угодно.

По мнению Института медиа права, положения законопроекта, налагают неоправданные ограничения на право на свободу выражения взглядов и право на мирные собрания. Существенную опасность составляет предусмотренное право прокуратуры приостановить деятельность юридического лица или общественного объединения к окончанию рассмотрения судом заявления о ликвидации или запрещении деятельности юридического лица или объединения граждан, что прямо противоречит принципу верховенства права. Отдельные процедуры привлечения к ответственности в законопроекте выписаны именно относительно средств массовой информации и Интернет-ресурсов, что без сомнения повлияет на объективность освещения общественно важных вопросов в медиа. Любое СМИ может быть быстро закрыто по обвинениб в распространении информации, которая способствует экстремизму.

Следует отметить, что подобные законы существуют лишь в авторитарных государствах. В частности законодательство Российской Федерации содержит Закон "О противодействии экстремистской деятельности" в„–114-ФЗ от 25 июля 2002 года. Именно из него в большей степени был списан украинский законопроект. Положения данного закона получили негативную оценку Европейской комиссии за демократию через закон (Венецианской комиссии) по причинам непропорционального ограничения основополагающих прав и свобод, предусмотренных в., 6, 9, 10 и 11 Европейской конвенции о правах человека и нарушениях принципа необходимости в демократическом обществе:

Практика применения данного закона в Российской Федерации известна широкой общественности: составление списков запрещенных сайтов, безосновательное преследование за экстремистскую деятельность. Такой вывод Венецианской комиссии имеет значение и относительно украинского законопроекта, ведь много положений законопроекта в„–3718 почти дословно повторяют положение закона Российской Федерации.

Мы считаем, что положения законопроекта "О противодействии экстремизму" не отвечают международным стандартам свободы слова и мирных собраний, а их принятие негативным образом повлияет на развитие демократических процессов и формирование общественного общества и правового государства в Украине. Единственной целью такого законопроекта является желание авторитарного правительства воздержаться при власти и защититься от своих граждан.

 Copyright © 2008-2023, inform.sumy.ua

Использование материалов inform.sumy.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий – активной гиперссылки) на inform.sumy.ua