Рождество по православной традиции
06.01.2014
Рождественская легенда Праздник Рождества относится к крупным христианским, так называемым Двенадесятым непереходным праздникам, и окружен пятью днями предпразднования и шестью днями послепразднования и завершается праздником Обрезания Господня. В этот день произошло крупное для всего христианского мира событие - рождение Иисуса Христа в Вифлееме (Иисус в переводе с еврейского означает "спасение"). В христианской традиции, Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. Ветхозаветные пророки предсказали место и время его рождения - 5508 от сотворения мира. С этого дня начинается отсчет времени в христианском мире. Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа появиться всему населению на перепись. Поскольку на перепись населения Римской империи собралось очень много людей, Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега, а потому им пришлось искать убежища в небольшой пещере, где из-за плохой погоды обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божьего. Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые не спали, что Бог родился. Пастухи первые пришли поклониться младенцу. По легенде на небе засияла Вифлеемская звезда, сообщая миру о рождении Иисуса и указывая путь к Царю всех людей. За пастухами в пещеру с Марией и Иисусом Христом пришли языческие мудрецы и принесли ему подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан - Божью волю, смирно - судьбу пророка. Именно с тех времен пошла традиция изготавливать вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. День рождения Иисуса Христа - наиболее широко почитаемый день рождения в мире. История праздника Историческая наука считает, что Рождество заимствовано христианами из языческих культов. В древних религиях отмечалось рождения богов - древнеегипетского Осириса, древнегреческого Диониса, древнеиранского Митры и др. . Дать этих праздников приходились на конец декабря - начало января, дня зимнего солнцестояния, "поворота к весне". В процессе своего становления христианская церковь постепенно вытесняла древние праздники. Утверждая христианство и монотеизм на территории Киевской Руси, первые отцы церкви переосмыслили языческую атрибутику в христианском контексте и сохранили в церковной традиции многое, что было в язычестве. В частности - сельскохозяйственный крестьянский календарь, который во многом был разработан еще в языческие времена. Таким образом, в Украине, как и в других странах мира, день начала нового солнечного, земледельческого, года получил новый, христианский смысл, как Рождество. Соответственно была изменена и обрядность, магические действия и обряды язычества были заменены на молитвы и обряды прославления и просьбы к Всевышнему, чтобы в следующем году он дал людям хороший урожай. Согласно новому учению был немного переосмыслен в плане символики и обрядности, но по сути оставлен без изменений, обычай поминовения предков, стариков, праотцев, которые согласно православному учению за свои добрые дела, в частности по отношению к своей семье, имеют вечную жизнь у Бога в небесных поселениях среди святых и праведников. Так же как на праздничном богослужении, в праздновании Рождества должны были участвовать все принадлежащие к семейному кругу. На Святой Вечере собственно сосредотачивается вообще главное внимание праздника, и на само Рождество остается только Богослужение в церкви и посещение родственников и знакомых с соответствующими развлечениями и забавами. Вначале 6 января было тройным праздником рождения, крещения и богоявления Христа. В IV веке 25 декабря стали отмечать рождение, а 6 января - крещение и богоявление. И только в следующем веке Рождество Христово прочно вошло в жизнь христиан. Разница в праздновании Рождества западными и восточными церквями вызвана тем, что они пользуются различными календарными системами. Православная церковь празднует его 7 января (25 декабря по старому стилю), а католическая церковь - 25 декабря по новому стилю. В X веке христианство было введено на Руси, и с тех пор праздник Рождества Христова стало неотъемлемой частью местной культуры. Традиция рождественского празднования Рождеству, по церковному уставу, предшествует четырехнедельный Рождественский пост (Филиппов), с 27 ноября по 6 января. В это время выполняются все домашние работы. Обычно угол убирали особенно торжественно и украшали зажженной свечой или лампадой. Здесь ставили первый символ всех трех зимних праздников - дидух (сноп из колосьев ржи или пшеницы, собранных в конце жатвы). Зерно с дидуха хранили до весны, примешивая затем к посевному - для обеспечения богатого урожая. Особое значение придавалось рождественской погоде. По ней определяли будущий урожай. Рождественские праздники в Украине, по языческой традиции, связанны с культом предков, с почитанием душ умерших. Следовательно, узвар и особенно кутя, которые должны быть на каждом столе - на самом деле являются поминальными блюдами. Утром 7 января шли в церковь, чтобы почтить новорожденного Христа. После окончания церковной службы семья снова собиралась на праздничный обед, который уже не был постным, так начиналось большое рождественское празднование. После Святой Вечери начинали ходить по домам, песнями и воссозданием бытовых сценок поздравляли хозяев и их детей и желали им согласия и достатка. Колядовать начинают не во всех местностях Украины одновременно: в Покутье дети идут колядовать уже на Святой Вечер, на бывшей Гетманщине, в Слободской Украине и в Гуцульщине - в первый день Рождества, после того, как в церкви закончится Богослужение. На Западном Подолье идут колядовать на второй день праздника утром. Готовились к колядованию заранее - изготовляли колядницкие доспехи: восьмиугольную звезду, маски Козы, Медведя. Рождественские колядницкие группы составляли преимущественно парни. Они выбирали атамана - парня, который отличался ловкостью, остроумием и которого в селе уважали. Кроме того, он имел уметь хорошо заводить песню. Традиционная одежда колядницких старшин - белые и коричневые полушубки и свиты, сапоги собственной работы, платки или веночки у девушек. Праздничные ватаги в зависимости от региона различались своим количественным составом и обрядовыми персонажами. Вертеп Давнюю традицию имеет и украинский обычай в Рождество выступать с вертепом. Есть основания полагать, что уже в XVII веке украинцы ставили на Рождество вертепную драму - это был общеизвестный и по всей Украине распространен обычай. Строение украинского вертепа Сначала вертепом выступал маленький ящик, обклееный цветной бумагой, где с помощью кукол, закрепленных на оси, разыгрывались представления, которые состояли из двух частей. В первой части разыгрывались сцены, связанные с рождением Христа и библейскими персонажами, вторая, светская, включала в свой сюжета житейские истории о Добре и Зле. Так об этом пишет этнограф Николай Маркевич: "Наш вертеп является домиком с двумя этажами. Сделан он из тонких досок и картона. Верхний этаж имеет балюстраду, за балюстрадой происходит мистерия: это Вифлеем. На нижнем этаже трон царя Ирода; пол обклеен мехом для того, чтобы не видно было щелей, по которым движутся куклы. Каждая кукла прикреплена к проволоке; под полом есть конец этого провода: за этот конец, придерживая куклу, вертепник вводит ее в дверь и водит в направлении, которое для нее необходимо. Разговор от имени кукол происходит между Дьячков, певцами и бурсаками то писклявым голосом, то басом - в соответствии с потребностью. Вся вторая часть спектакля происходит на нижнем этаже". Два этажа вертепного домика, по христианской традиции, трактовались как "небо" и "земля". По тексту, вертепная драма, это - интересное сочетание книжных элементов с элементами народными. Вертепная драма состоит из двух частей: рождественской драмы и механически присоединенной к ней сатирически-бытовой интермедии. Первая часть вертепа, которя иногда называется "святой" - более или менее устойчивая, а вторая, народная, меняется в зависимости от местных условий, исторического периода и от способностей самого вертепника. Обе части - "святая" и народная - различаются между собой еще и языком. Первая часть написана старым "книжным" языком, а вторая - создана народом и мало чем отличается от современного украинского языка. Впоследствии вертеп превратился в театрализованное действо с большим количеством участников, состав которых изменяется в соответствии с регионом. Обычно, именно в таком формате искусство вертепа радует нас и сегодня. Хотя традиция вертепа постепенно забывалась, потому что, как и другие народные традиции, испытывала гонения, и все же сегодня она вновь возрождается и занимает свое место в культуре рождественского празднования. По О.Воропаю "ЗвичаС— нашого народу". |