Началась последняя неделя перед Великим постом для православных
24.02.2014
24 февраля началась последняя неделя, предшествующая началу Великого поста - сырная седмица, или Масленица. Согласно традиции восточных христиан, подготовительный период Великого поста начинается уже вскоре после праздника Богоявления. Он включает четыре воскресенья: "о мытаре и фарисее" (Евангелие от Луки, гл. 18, стихи 10-14), "о блудном сыне" (Евангелие от Луки, гл. 15, стихи 11-32), "о Страшном Суде" (Евангелие от Матфея, гл. 25, стихи 31-46) - "мясопустную" (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты - "заговенье на мясо") и "воспоминания Адамова изгнания" (Книга Бытия, глава 3, стихи 1-24) - "сыропустную" (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты - "заговенье на Великий пост"). В этот период Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после воскресенья "о мытаре и фарисее" - с началом сплошной седмицы - восстанавливаются посты в среду и пятницу, а затем следует воздержание сначала только от мясной, а затем от молочной пищи и яиц. В подготовительных службах Церковь напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия - Иисуса Христа для спасения человека и призывает к посту и покаянию. Суббота накануне "мясопустной недели" называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших. Последняя неделя перед Великим Постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. Свое начало он берет в древнейшие времена - с греческих и римских вакханалий и сатурналий. У восточных славян этот праздник получил название Масленица. Обряды Масленицы, сохранившиеся в народной традиции и в настоящее время, непосредственно связаны с языческими культами предков, семейно-родовых отношений и плодородия. На семейно-родовой характер Масленицы указывают и названия некоторых дней праздника - "тещины вечерки" (пятница), "золовкины посиделки" (суббота), а обязательные для Масленицы блины (языческий символ солнца) были традиционным поминальным блюдом восточных славян. С ними связаны и многие традиции праздника. Так, первый испеченный блин обычно отдавали нищим на помин усопших или клали на "слуховое окошко" - его предназначали душам умерших родственников. В семью молодоженов на Масленицу приходила теща, чтобы научить свою дочь готовить блины, а неуважение зятя к этому обычаю воспринималось как большое оскорбление. Церковь включила Масленицу в праздничный календарь и отмечает ее как сырную седмицу. Воскресенье сырной седмицы ("воспоминания Адамова изгнания"), которое завершает подготовительный период, получило название Прощеное воскресенье. В этот день люди просят друг у друга прощение и совершают покаяние в своих прегрешениях, а в храмах во время вечернего богослужения совершается чин прощения. Сегодня традиция празднования Масленицы далека от религии и имеет скорее языческий, развлекательный характер. Однако православное отношение к этому периоду кардинально иное: радость, связанная с ним, имеет глубокий религиозный смысл, который кроется в победе добра над злом, ожидании Царства Божьего. Тем не менее в народе Масленица всегда была веселой порой, как правило, лишенной религиозных мотивов. Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить "в горькой беде и худо кончит". Между тем, вопреки расхожему мнению, Масленица - название не языческое, а вполне христианское, поскольку указывает на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом. Древняя византийская традиция говорит о сырной седмице, или неделе перед постом, но на Руси, когда на ее земли пришло христианство, больше употребляли другие молочные продукты, из которых самым похожим на сыр было масло. |