История Сумщины: живопись и сахар

06.06.2016

Они  связали семью известного  художника и потомков сотника  Сумского слободского полка

Григорий Саныч

Любители живописи,  конечно же,  знают  художника Ивана ПРЯНИШНИКОВА. В этом году исполнилось 175 лет со дня его рождения. Сегодня его работы на аукционах можно купить за несколько десятков тысяч долларов. Одни утверждают, что он родился в Петербурге, другие — в Курске, а третьи, что более правдоподобно, -  в с. Куяновка  нынешнего  Белопольского района. Здесь было родовое имение Прянишниковых. В своё время Прянишиковы породнились с потомками Степана КУКОЛЯ, сотника Белопольской сотни  Сумского слободского полка. А  ещё в  середине XVIII века семья Куколей породнилась с семьей польских помещиков ЯСНОПОЛЬСКИХ,  и с тех пор Куколь-Яснопольские стали   самыми богатыми землевладельцами в Белопольском крае.

Французские мотивы

Биографические сведения об Иване Прянишникове  немногочисленны. Жил он преимущественно в США, затем — во Франции. Занимался книжной иллюстрацией, много работал в технике акварели. Известность художнику принесли «сцены из русского военного быта». Участвовал в академических выставках в Петербурге (1884), Одессе (1886), Харькове, Екатеринбурге (обе — 1887).  Его произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной художественной галерее фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа и в Государственном Русском музее.

Классическое же образование  Иван получил в Варшаве, в учебном заведении для молодых людей из «хороших семей». В 17 лет, по окончании института, он свободно владел польским, немецким, французским и английским языками. Ему нравилась верховая езда — впоследствии его любовь к лошади выразилась в живописи. Молодой человек проявлял способности к рисованию, и родители решили отдать его в знаменитую Академию св. Луки в Риме. Античная культура, музеи и памятники Рима восхищали парня. Однако ещё больше привлекала его борьба итальянского народа за независимость. Иван вступил даже в войска народного героя Италии Джузеппе ГАРИБАЛЬДИ. Многочисленные рисунки и акварели этого времени подготовили создание картины «Атака краснорубашечников Гарибальди» (частная коллекция, Париж). В этих произведениях проявились уже черты, ставшие затем типичными для живописи Прянишникова: небольшой формат, миниатюрная техника, великолепно прорисованные, со знанием анатомии, движения лошадей, скачущих галопом, и всадников, единых в своём порыве, тёплый песочный колорит с несколькими мазками белого и красного цветов…

Последние 27 лет Иван Прянишников прожил в г. Сент-Мари  на юге  Франции. Он один из первых передал на холсте особенности природы Камарга, его сурового пейзажа. Художник похоронен на городском кладбище, памятник на его могиле выполнен известным российским скульптором- портретистом Леопольдом БЕРНШТАМОМ. В музее Баронселли Сент-Мари хранится пять акварелей Прянишникова. В старинной романской церкви Сент-Мари также можно увидеть работы  Прянишникова (выполнены маслом на цинке и меди), на которых изображены ангел и две Марии, которым легенда приписывает основание города.

Акварели Прянишникова находятся также в других провансальских музеях: во дворце Рур Авиньона, в музее Арлатен Арля. В 1991 г. в Фонтвьейе проходила выставка Прянишникова, организованная Мишелем ГЕ, автором монографии о художнике, и Ильёй ТРАСКИНЫМ, внучатым племянником живописца.

Сахарные дела

Брат Ивана -  Александр — женился  на дочери Элеоноры Яковлевны Куколь-Яснопольской (потомки того самого Куколя)  Елизавете и стал владельцем завода и усадьбы в Куяновке. Там до сих пор ходит легенда, что именно инженер Александр  Прянишников устроил пожар на заводе. Понимая, что заводское оборудование устарело (выход сахара не превышал восьми процентов, предприятие не в состоянии было освоить выросшую сырьевую базу), Прянишников подговорил  работников, недовольных условиями труда, поджечь завод. Не последнюю роль сыграло и то, что ранее производство было застраховано на 250 тыс. руб. Получив деньги, Прянишников с женой учредили паевое «Товарищество Куяновского свеклосахарного и рафинадного завода». Вскоре они возвели  новые помещения завода, который начал работу в 1901 г. Выход сахара в этот год составил 11,7 процентов, и этот показатель с течением времени только возрастал. В 1903-1904 гг.  к заводу была проложена железнодорожная ветка от ст. Торохтяный, на что было потрачено 1606 руб.

Также есть информация, что сын Ивана Прянишникова был женат на Елене КУКОЛЬ- ЯСНОПОЛЬСКОЙ, которая была одной из последней хозяек усадьбы в Куяновке.

Соседями семьи Прянишников в Куяновке были представители еще одного дворянского рода — ТРАСКИНЫХ, с которыми у Прянишниковых также были  родственные связи. Глава семейства Илья Дмитриевич ТРАСКИН — камергер царского двора, действительный статский советник, последний предводитель дворянства Сумского уезда.

Прянишниковы владели имением и заводом до 1918 г. Потом в  усадьбе в разное время размещались совхоз, школа, а с 1974 г. некоторую часть занимает клуб. Ныне здание находится в заброшенном, аварийном состоянии. Сахарный завод в советское время занимал одно из ведущих мест среди заводов сахарной промышленности Сумщины, а 15 лет назад его демонтировали и продали как металлолом

Семейный склеп Куколь-Яснопольских разрушен. Возможно, он находился в сельском парке. Именно там  лежит могильный камень с надписью о погребении Ивана Куколь-Яснопольского, его жены и сыновей.

Ещё одно имение Александра и Елизаветы Прянишниковых в довольно неплохом состоянии сохранилось до наших дней в с. Рогозное  Сумского района.

Врез. Одна из улиц  городка Сент-Мари-де-ла-Мер на юге  Франции, где Прянишников жил с 1882 г.  и до конца своей жизни, носит его имя;

Досье. Иван  Петрович Прянишников (1841-1909). Художник. Живописец. Пейзажист и автор батальных произведений. Художественное образование получил в Риме и Париже, где жил постоянно. Принимал участие в выставках парижских салонов. Известность художнику принесли сцены из русского военного быта и особенно батальные сцены.

В Ивана Прянишникова  было три брата и сестра.  Один из братьев -  Ипполит — был известным российским оперным певцом и театральным режиссером.

 

Фото из архива.

Музей маркиза. Напротив улицы Прянишникова  в  Сент-Мари-де-ла-Мер стоит дом-музей Маркиза Фолко де Баронселли.

Одна из работ. «Возвращение кавказского всадника» Ивана Прянишникова

Та самая усадьба. Имение Куколей-Яснопольских-Прянишниковых в Куяновке

Інші новини:

Коментарі: