Николай Чернотицкий: «У меня есть требование: подавать информацию согласно стандартам журналистики»

21.06.2016

О реформах на канале UA:Сумы, журналистских стандартах и работе без «джинсы» рассказывает генеральный директор Николай ЧЕРНОТИЦКИЙ.

Юлия Левковская

r.: Сейчас у UA:Сумы отличная репутация. Но так было не всегда. С чего начались перемены?

Николай ЧЕРНОТИЦКИЙ: Я пришел в компанию 17 апреля 2014-го, уже после революции. Это был переходной период для канала: часть журналистов ушла вслед за бывшим директором, часть еще оставалась. Вначале я вникал в работу: как работают техническая составляющая, финансовая составляющая, производственный процесс. Через два месяца после завершения конкурса со мной был подписан контракт. Я понемногу начал формировать свою новую команду. Пригласил Наташу ГОРДУС, которая в то время работала в мэрии. Я предложил ей стать директором департамента телевидения. У нас был договор: я не вмешиваюсь в творческую составляющую, даю ей полную свободу действий и готов всячески поддерживать. Но у меня есть требование — подавать информацию согласно стандартам журналистики.

Но мы не только ломали старое и вводили новое. Если программа достойная, как «Кавовий клуб» Оксаны КИРИЛЕНКО, то она существует до сегодняшнего дня.

На радио я пригласил Евгения ЧИЖА, у которого огромный опыт работы на различных сумских радиостанциях. Отлично, что у нас работает Елена АДАМЕНКО. На мой взгляд, она лучший «расследовательный» журналист в нашем регионе. Сейчас только на нашем канале существует программа, посвященная журналистским расследованиям.

r.: Какие важные шаги были предприняты?

М.Ч.: Я считаю, что важным и правильным шагом стало формирование экспертного совета. В него вошли Алла ФЕДОРИНА, Алла ЯРОВАЯ, Владислав ИВЧЕНКО, Александр ТАКУЛ, Раиса СТОЯН, Владимир САДИВНЫЧИЙ. Они просматривали эфиры, говорили, что получается хорошо, а что нужно делать по-другому. «Телекритика» мониторила наш ресурс, и мы показали высокие результаты касательно журналистских стандартов. Вследствие этого в июне 2015-го я вошел в делегацию study visit в королевство Бельгия. У нас была возможность увидеть, как функционирует вся их система: мы посетили их общественное телевидение, их регулятор, парламент. А уже в октябре совет Европы совместно с тогда еще ГО «Телекритика» оплатил двух тренеров компании «Интерньюс-Украина» (Киев) — Игоря КУЛЯСА и Александр МАКАРЕНКО. На протяжении десяти дней они проводили тренинги по журналистским стандартам и по технике журналистского репортажа. После этого мы концептуально поменяли подход к изготовлению новостей. У нас пять выпусков в день, и наши новости выходят исключительно в прямом эфире. Мы отказались от популярной практики готовить итоговый выпуск, а после крутить его на протяжении суток. Да, дневные блоки новостей длятся всего несколько минут, зато зритель получает свежую информацию. А еще в прямом эфире выходит двухчасовое утреннее шоу. Оно бодрящее, молодежное и максимально задействует социальные сети. Максимальный интерактив. Часть контента после объединения мы получаем от UA 1, часть — обмен между другими филиалами. Стараемся максимально реагировать на те запросы, которые появляются у телезрителя. В этом году я и Галина СМИРНОВА (офис Совета Европы) представляли национальную телекомпанию Украины в Болгарии. Мы рассказали о процессе реформирования системы телевидения, который проходит у нас сейчас. Как результат осенью должна пройти серия тренингов тренеров от Circom по журналистским расследованиям для национальной телекомпании Украины и ее филиалов. Финансирование на себя предварительно берет Совет Европы.

r.: Николай, удается ли Вам быть в стороне от творческой кухни?

Н.Ч.: На мне, как на менеджере, больше завязана вся административная работа. К примеру, каждый день «новостийщики» проводят совещание, на котором они разбирают уже вышедшие новости.

К моему же совету они могут прислушаться, а могут и нет — он не является определяющим. Принимает решение журналист и главный редактор, что и как показывать, ну и, соответственно, несут за это ответственность. Сейчас у нас начальником отдела новостей работает Рита ЕРМАК, которой 22 года, а начальником телевидения работает Юлия МАРКОВСКАЯ, которой 25. Они, несмотря на свой юный возраст, достойно справляются с данной работой. Нам действительно удалось все перестроить по-новому. Даже если поступает звонок из областной администрации или областного совета о том, что у них мероприятие, мы едем только в случае, если происходящее представляет информационный интерес для нас.

r.: Однако не все так безоблачно, ведь есть и проблемы?

Н.Ч.: Конечно, это финансирование, техническая часть и бюрократия. Никто не говорил, что будет легко. Реформа идет. В октябре 2016-го будет создано ПАО «Национальная общественная телерадиокомпания Украины». С 1 января 2017-го мы получим финансирование согласно закону про общественное вещание. А это 1,2 млрд грн. против 650 млн грн., которые нам выделили в этом году.

r.: На UA:Сумы вообще отсутствует джинса…

Н.Ч.: Все просто. Мы не являемся классическими бизнесменами. У нас есть поддержка налогоплательщиков и, по моему мнению, просто преступление — людям за их же деньги крутить джинсу. Если кто-то хочет заказать сюжет, мы его маркируем как рекламу. В этой ситуации зритель понимает, что этот материал подготовлен не в соответствии с журналистскими стандартами. Все журналисты предупреждены, что, если кто-то сделает заказной материал и он выйдет в блоке новостей — этот человек больше работать у нас не будет. Существуют правила и та репутация, которую мы заработали за эти два года. Она дорого стоит. Это не репутация одного человека, а всего канала и той команды, которая давала нам тренинги. Мы первые, кто получил логотип ua. У других филиалов этого нет. Это очень почетно и стоит того, чтобы это ценить. Ведь по духу мы отвечаем этим стандартам.

r.: Николай, Вы делаете упор на молодую команду?

Н.Ч.: Да, у нас все журналисты — это молодая команда. Технические работники практически не поменялись, но та работа, которую они делают, не влияет на контент. Оказывается, легче брать молодых, вместе с ними учиться, расти, чем пытаться переломать, переучивать людей с опытом.

r.: Какой Вы видите концепцию развития канала?

Н.Ч.:: Сегодня президент подписал изменение к законодательству, которое позволит разблокировать реформу общественного. Я очень надеюсь, что в октябре-ноябре этого года мы выйдем на всеукраинское публичное акционерное общество и реформа будет доведена до конца: будут избраны глава правления и члены правления.

Сейчас в других филиалах идет сокращение, которое я бы назвал оптимизацией. Мы же у себя делаем акцент на обучение. К примеру, в этом голу во Львове прошел медиафорум, который от нашей компании посетили пятеро молодых журналистов. У них была возможность многому научиться, было запущенно множество секций касательно журналистики. К тому же они могли пообщаться со своими коллегами из других городов и признанными мэтрами. Мы должны повышать свою квалификацию постоянно. Как говорил Льюис Керрол: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Нам необходимо постоянно думать о доверии зрителя к нашему каналу. Люди должны знать, что только на общественном телевидении могут получить правдивую информацию, подготовленную в соответствии со стандартами журналистики.

Інші новини:
25.04.2024 Нардеп Михайло Ананченко відзначив роботу команди Президента Зеленського щодо виділення США довгоочікуваної допомоги Україні
25.04.2024 Після тривалої паузи запустився “Сумихімпром”
25.04.2024 Вночі та зранку росіяни обстріляли дві громади Сумщини
25.04.2024 На проспекті Лушпи немає напруги: як слідують тролейбуси
25.04.2024 Верховна Рада планує перейменувати 21 село та одне місто на Сумщині
25.04.2024 Без світла й нетверезий: у Сумах водія відсторонили від керування

Коментарі: