Из Бразилии, проездом

19.08.2016

Невероятные приключения путешественника-мотоциклиста по фамилии Франко

Лариса Якубенко

Не знаю, то ли судьба, то ли попутный ветер, то ли прихоть одного из богов -покровителей путешественников, но кто-то из высших сил решил, что бразильскому путешественнику Игорю Франко стоит побывать на Сумщине.

Нечаянная встреча

Шостка. Центр города. Спешу по своим делам. Краем уха слышу слово «нотариус» с ярко выраженным иностранным акцентом. Оборачиваюсь. В компании мужичков, которые вышли из местной «наливайки», стоит парень в мотоциклетном шлеме и пытается что-то им объяснить по-английски. Рядом мотоцикл BMW. Мужички галдят, но помочь не могут: «Can I help you?» — «Yes!»

Оказывается, парню нужен офис нотариуса. Показываю дорогу к ближайшей нотариальной конторе. Вежливо раскланиваемся, разъезжаемся-расходимся в разные стороны. Через полчаса до меня доходит: вечер пятницы, завтра уикенд — какой нотариус??? Все давным-давно сидят на дачах. Ругая себя последними словами, начинаю методично искать приметный мотоцикл на центральных улицах. Уф! Нашла возле одной из кафешек. Вижу за одним из столиков своего иностранца. «Привет! Я Вас искала» — «Правда? – искренне радуется он. — Контора нотариуса была закрыта. Мне придется приехать к нему завтра» — «Завтра тоже будет закрыта. Уикенд. У Вас в Шостке есть друзья или знакомые?» — «Нет» — «Могу я узнать, что Вы здесь делаете? И как Вас зовут?» — «Игорь. Я гражданин Бразилии, путешествую на мотоцикле по странам и континентам. Проехал с юга на север всю Африку, перебрался в Европу. Чтобы продолжить путешествие дальше, нужно перевести на русский язык и заверить нотариально документы» — «И сколько Вы уже путешествуете?» — «Год и семь месяцев».

«Чуть не упала со стула» — это выражение в тот момент вполне было применимо ко мне. Оставить бразильского путешественника, не говорящего по-украински и по-русски, один на один со своими проблемами в небольшом провинциальном городе я уже не могла. Поиски с помощью шосткинских друзей и знакомых мобильных телефонов нотариусов и переводчиков, переговоры и просьбы выйти поработать в субботу растянулись на целый вечер. Необычайный вечер, во время которого Игорь Франко и рассказал о своем Большом путешествии.

По Африке на двух колесах

Африканское путешествие Игоря началось в ЮАР. Прилетев из Австралии в Кейптаун (ЮАР), он купил мотоцикл BMW – специальную модель, оборудованную для путешествий по африканскому бездорожью. Ехать решил вдоль восточной части континента, так как этот маршрут, в отличие от западного, лучше изучен вольными путешественниками. Кроме того, восточное побережье Африки предлагает более развитую сеть дорог.

Игорь признается, что с самого начала осознавал опасность путешествия в одиночку через весь континент с юга на север, когда рассчитывать можешь только на свои силы и мотоцикл. Уже в Намибии (вторая по счету страна на маршруте) в пустыне у него спустило колесо. Кое-как залатал дырку, подкачал насосом, но через 10 км колесо снова сдулось. Жара, пот заливает глаза – и так 127 км на сдутом колесе, которое приходилось постоянно подкачивать. Наконец наткнулся на какой-то мотель. Показал проблему. Местные жители позвали повара, который разбирается в технике. Тот оказался громадным татуированным африканцем с мощными бицепсами.

Первые слова повара: «- Презерватив есть? Первая мысль Игоря: «Ну все, пропал».

Повар стал настойчиво повторять, что нужен презерватив. Потом уточнил, что американский презерватив не подходит. Нужен африканский. Послал местного мальчишку за подходящим кондомом. Потом потребовал нож. Игорь впал в столбняк. Тут подоспел мальчишка с презервативом. Пока Игорь лихорадочно размышлял, как сделать ноги — повар ножом, найденным в сумке Игоря, затолкал в дырку презерватив, надул его и завязал. Так получилось нечто вроде герметичного «грибка» — приспособления для автомобилистов, продающегося в магазинах в виде резинового круглого жгута со шляпкой на конце. На этом импровизированном грибке Игорь проехал 300 км до ближайшей СТО.

В Эфиопии тоже не обошлось без приключений. При переправе через речку на другом конце узенького мостика увидел вооруженных автоматами AК-47 аборигенов. Лица татуированы, в носах – палочки. Повернуть назад нельзя – мостик больно узок, чуть больше габаритов мотоцикла, да и выстрелить могут. Решился ехать вперед. Улыбнулся, поздоровался. За пересечение моста попросили 5 быр (местная валюта). Нащупал деньги, протянул. Обрадовались, взяли, пропустили. Игорь поражается: в пересчете на доллары эта купюра равнялась всего 22 американским центам.

Однажды у него заглох мотоцикл. Пришлось закопать его в песок со всеми сумками и идти пешком за помощью до ближайшей деревни – 37 километров. Но самым трудным участком пути было пересечение границы Кения-Эфиопия под названием Мояле.

врез

Во время путешествия Игорь Эпоф увидел самую высокую точку Африки – гору Килиманджаро (5,895 метров над уровнем моря) и самую низкую точку — озеро Ассаль (155 метров ниже уровня моря).

Философия путешествия

К мотоциклу Игоря ремнями приторочены сумки и запасное колесо. Одежды – минимум, но есть спортивное снаряжение для скалолазания и вещи на случай непредвиденных ночевок под открытым небом – палатка, спальник. Ну и, конечно, фотокамера CANON, в объектив которой попадают дорога и пески, горы и реки, львы, гепарды, зебры, черепахи. И люди – коренные племена Африки.

цитата

Игорь Франко: «Путешествие по Африке — это не пейзажи, сафари или кулинария, это — люди!» — и выкладывает много выразительных фотографий жителей Африки, их обрядов и обычаев.

В Кении он стал свидетелем знаменитого танца мужчин из племени масаев: высокие воины при помощи больших скачков в воздух демонстрировали свою силу и выносливость. У масаев благосостояние семьи измеряется количеством скота. Уникальная традиция в их культуре — пить сырую кровь своих коров. Масаи верят, что это делает их сильными и особенно полезно для пожилых людей и детей.

В долине Омо племена хамар и банна дали возможность Игорю увидеть обряд посвящения юношей в мужчины. Для обряда требуются ловкость и выносливость, а также… несколько коров или быков! Чтобы заслужить право стать мужем и воином, обнаженный юноша должен четыре раза перепрыгнуть по спинам коров, выстроенных в ряд боками друг к другу, и при этом не упасть. Обычно все перепрыгивают с одной коровы на другую, пока не пройдут всю цепочку. Этот обряд можно было бы назвать забавным, если бы не ужасная, кровавая необходимость проходить через эту инициацию: если у юноши до обряда появлялась семья и дети, то последние считались незаконнорожденными и не имели права на жизнь.

Женщины из эфиопского племени мурси известны всему миру за ношение глиняной тарелки в своей нижней губе. В юном возрасте девушки делают своеобразный пирсинг, чтобы вставить глиняную тарелку, после чего их губы постепенно растягиваются, Говорят, ранее это делали для того, чтобы женщины-мурси были менее привлекательными для работорговцев. Сегодня чем больше диаметр тарелки в губе, тем больше скота дадут за девушку при вступлении в брак. Мурси – воинственный народ. Их философия — «лучше умереть, чем не иметь возможности убивать». По словам Игоря, за год до его Большого африканского путешествия на территории, контролируемой племенами мурси, были убиты три мотопутешественника.

Многие племена Африки, говорит Игорь, постоянно воюют между собой. Зоной самых кровавых конфликтов в течение многих лет был Судан. На протяжении последних двух десятилетий в стране погибло более 2,5 миллионов человек. В другой республике — Сомали — в ходе гражданской войны 60 тысяч мужчин, женщин и детей были казнены и похоронены в братской могиле. Игорь рассказывает, что сейчас, когда Южный Судан стал независимым, положение суданцев значительно улучшилось, но отсутствие углеводородов и иностранных инвестиций заставляет страну искать решение своих проблем в развитии сельского хозяйства. А на севере пиратской Сомали образовалось самопровозглашённое государство – Сомалиленд, жители которого проголосовали за независимость и принятие новой Конституции. Фотографируя маленьких улыбчивых граждан Сомалиленда, Игорь верит, что эти счастливые дети будут создавать лучшее будущее для своей страны.

Ярким нереальным контрастом выглядит жизнь в другой африканской стране – Омане. Большинство граждан страны не имеют представления о нищете в Африке, отсутствии безопасности в Южной Америке или сексуальных злоупотреблениях в Азии – делится впечатлениями Игорь. В этой стране Персидского залива мало налогов. Жители Омана не платят подоходный налог на зарплату, налог от предпринимательской деятельности. Правительство Омана вычитает небольшую сумму из зарплаты только для социальных служб безопасности и для безработных.

Из своих странствий Игорь вывел свою философию:

«Путешествие дает тебе мудрости, мы учимся ценить многообразие человечества. Если ты можешь понять разницу между собой и своим соседом, ты понял одну из самых важных вещей о путешествиях. В конце концов это не про горы, океаны или места. Это про нас! Гомо сапиенс — очаровательно! Независимо от религии, благосостояния или цвета кожи. Я верю в счастье, здоровье и любовь — величайшее богатство, что человек может иметь в жизни».

І рушник вишиваний на щастя дала

Рассказывая о своих приключениях, Игорь улыбается и подсмеивается над собой, над своими страхами и опасениями. Он вообще много и тепло улыбается и благодарит, складывая руки домиком и наклоняя голову. Теплая улыбка — это универсальный язык доброты, считает он.

Добравшись до Египта, Игорь переправился со своим мотоциклом в Одессу, оттуда совершил мотопробег по маршруту Кишинев-Тирасполь-Умань- Киев-Львов-Киев. Дальше в планах у путешественника была Москва, но на российской границе его завернули назад. Оказывается, нужно перевести документ «купли-продажи» мотоцикла на русский язык и заверить нотариально. Пришлось Игорю Франко ехать в ближайший более-менее большой город искать нотариуса. Так он оказался в Шостке

К счастью, переводчик Евгений Петрунькин и нотариус Николай Спановский пожертвовали своими выходными и помогли путешественнику. Женя даже деньги отказался взять, проникнувшись ситуацией.

В память об Украине я подарила Игорю Франко кролевецкий рушник и пояснила его значение как талисмана, оберега, особенно для путешественников и молодоженов. Незнакомое слово «рушнык» Игорь старательно записал латинскими буквами в свой гаджет: «Какие у тебя планы?! – «Москва, оттуда на север, потом, наверное, Польша, Беларусь».

На прощанье он долго распаковывает свои сумки и ищет мне презент – браслет на руку из цветных камешков, купленный где-то на африканских дорогах. Расставаясь, целуемся и обнимаемся, и мой случайный знакомый, ставший удивительно близким за 24 часа, уезжает в сторону Бачевской таможни. Через два дня мне приходит сообщение на Facebook: «Я в Москве! Если бы не Вы, я бы никогда туда не добрался!»

А еще через пару недель узнаю, что Игорь Франко Эпоф уже в Финляндии. Доброго пути!

Портрет незнакомца

Игорю Франко 35 лет. Гражданин Бразилии. Окончил университет Сан Паолу. Живет в Сиднее (Австралия). Вот уже почти 10 лет работает геофизиком в компании Airborne Petroleum Geophysics — высокоспециализированной организации, которая проводит сухопутные и морские геологические изыскания. Имеет несколько хобби: сноуборд, серфинг, скалолазание, чтение и путешествия. Всего же в свои 35 лет он посетил 84 страны, 33 из них — на мотоцикле. Расстояние от Кейптауна (ЮАР) до Хельсинки (Финляндия) он преодолел за 546 дня.

Дедушка Игоря Франко – родом из России, родился в маленьком городке в Николаевске-на-Амуре. После революции 1917 г. эмигрировал в Японию, где в течение нескольких лет ловил и продавал рыбу. В 1927 г. из Японии перебрался в Бразилию, женился на бразильянке, там и осел. Его данное при рождении имя Петр бразильцы переиначили в Педро. В память о русском происхождении в семье детей называют популярными в славянской среде именами: Сергей, Игорь, Владимир, Анатолий.

Настоящая популярность мотоциклов в Африке пришлась на послевоенное время. В этом плане ситуация аналогична с послевоенной Европой, когда машины были в дефиците, а мотоциклов было много, и людям хотелось иметь свой личный транспорт. Прибывающие в Африку военные, как служивые, так и демобилизованные, везли с собой мотоциклы. Мотоциклы активно поступали в армию, полицию, государственные службы. И именно в этот период на мотоциклы массово сели африканцы. Марки были самые разнообразные, но самыми любимыми и распространенными были BMW. Этот уникальный по своим характеристикам мотоцикл повышенной проходимости, в разработку которого был вложен весь опыт инженерной школы знаменитой компании Bayersche Motoren-werke (BMW), был принят на вооружение Вермахта в 1941 г., уже в разгар Второй мировой войны. Для тяжелых условий движения предназначались мощные шины с развитым внедорожным протектором. Именно среди владельцев BMW и появились первые мотопутешественники.

Інші новини:

Коментарі: