В Сумах. Без чего нельзя жить

13.09.2016

Останавливаясь где-нибудь «на ПМЖ», люди всегда хоронили своих близких неподалеку. Без могил нет истории, а значит, нет судьбы и жизни

Алексей Сикорский

В самом деле, есть примеры поселений, деревень, целых городов, которые веками обходились без водопровода, центрального отопления, централизованной власти. Известны хутора без электроснабжения и даже без своего храма. Но кладбище, погост, место упокоения отошедших в мир иной — непременный атрибут жизни. Сумы — не исключение. По некоторым данным, хоронить здесь стали раньше, чем закончили возведение первых крепостных укреплений. Первое кладбище в нашем городе, по одной версии, располагалось там, где теперь стоит альтанка и памятник Ивану Харитоненко, в самом центре того самого Сумина городка, из которого образовались наши Сумы. По другим данным, оно — второе, а первые захоронения были на месте, где теперь находится здание Сумской епархии на ул.Соборной. Наша тема — Центральное городское, или Петропавловское, кладбище, самое известное и, если можно так сказать, наиболее наполненное историей старой и новейшей. Под кладбище городские власти отвели территорию бывшего городского выгона в 1750-х годах, оно называлось «выгонное Сумское Соборное кладбищенское место». Здесь в 1850 г. построили храм Св. Петра и Павла как православную кладбищенскую церковь, вокруг которой и хоронили православных. Здесь похоронены горожане, изменившие вид и саму судьбу Сум, знаменитые и не очень.

Их вспоминают реже. Восток

Но на этой же территории были выделены места для захоронения представителей других вероисповеданий. Были участки иудейский и караимский, расположенные в северо-восточной части. До сих пор сохранилась часть надгробий с затертыми надписями на иврите. Караимских могил сохранилось меньше. Их отличительная черта — каменная стелла с шаром наверху. Представители этих национальных меньшинств играли большую роль в жизни города. Считается, что за счет своей актвности и предприимчивости. Евреи торговали, занимались различными ремеслами, иногда организовывали даже нечто вроде современных «малых предприятий»,- словом, были интегрированы в городскую экономическую жизнь. Самым знаменитым из немногочисленных караимов был Илья Эфроимович Туршу — богач и меценат, имевший картонную и табачную фабрики. Его папиросы были известны весьма широко, так как помимо собственно производства он понимал толк в рекламе. А его успех в бизнесе — это налоги, оживление городской экономики, рабочие места для сумчан. Кстати, в часто цитируемом рассказе А. Куприна «Как я был актером», где действие происходит в «скверном южном городишке С», упоминаются мальчики-караимы с местной табачной фабрики, которых привлекали на массовки в спектакли т.н. «летнего» и и весьма халтурного, судя по всему, театра. Театрал и эстет Туршу содействовал строительству первого в Сумах стационарного театра, известного театра Корепанова, настоящего и по качеству спектаклей, который теперь — Театр для детей и юношества. Словом, человек, много сделавший для города и заслуживший добрую память. Не только бизнесмен и покровитель искусств, но и философ, завещавший высечь на своей могиле поучительную надпись, в приблизительном переводе звучащую: «Что ты теперь — тем был уж я, что я теперь — тем будешь ты». Некоторые могилы сохранились, но их состояние — просто позор.

Запад

С другой стороны, на юго-западе, т. н. немецкое кладбище. Видимо, для простоты «немцами» называли всех выходцев из Западной Европы — чехов, австрийцев, поляков, собственно немцев. Таких людей в Сумах в период рывка индустриализации на рубеже XIX-XX веков появилось много. Сохранились некоторые фамилии, как, например семьи Эделей из Франкфурта-на Майне, целая династия, работавшая квалифицироваными рабочими и мастерами, а также инженерами-конструкторами на открывшихся в городе Сумских машиностроительных («бельгийских») мастерских, на основе которых выросло предприятие СНПО им. Фрунзе. Работали там чехи, поляки, австрийцы. Иностранцы из Европы работали на несохранившемся литейном заводе и на других предприятиях. Они — часть «индустриальной истории» города, но мы не об индустрии, а о памяти и памятниках. Есть сведения о том, что сохранились элементы надгробия Карла Шольца,одного из авторов Троицкого собора. В целом кладбище не сохранилось.

Память и памятники — не одно и то же

Всем сумчанам известны фамилии Харитоненко, Сухановы. А вот для гостей города, не особо знакомых с его историей, при посещении Петропавловского кладбища яркими «маяками» оказываются мраморные скульптуры распятого Христа и ангела с ребенком на руках. Это захоронения семьи Харитоненко, главной династии промышленников, «поднимавших» город в начале прошлого века. Сахарная промышленность, железная дорога, кадетский корпус, больница Св. Зинаиды — это все они. И тут можно напомнить, как трагически ушла из жизни малолетняя Зинаида Харитоненко, дочь Павла Ивановича Харитоненко, и обросла эта смерть всяческими разноречивыми слухами, но это потом. А Павел Харитоненко заказал скульптуру «Ангел с ребенком» у знаменитого французского скульптора Аристида Круази, работы которого украшают многие музеи Франции. Причем отец позаботился, чтобы чертами лица ребенок напоминал покойную дочь Зинаиду, передав скульптору ее фотографию. А распятого Христа Павел Харитоненко заказал тому же Круази, чтобы установить на могиле своего отца, Ивана Герасимовича. Скульптуры теперь имеют статус памятников национального значения, но покрыты грязью и постепенно разрушаются. Хотя уже существуют технологии реставрации и консервации мраморных памятников, находящихся под открытым небом — например, итальянцы, французы свои памятники сохраняют. Но Сумы — не Европа.

Здесь же, рядом с храмом Петра и Павла, могилы семьи Сухановых. Ее глава и родоначальник Дмитрий Суханов был купцом, первым компаньоном Ивана Харитоненко, городским головой, многолетним старостой и попечителем Спасо-Преображенского собора. Его приемный сын — купец второй гильдии Николай, получивший за труды на благо города звание потомственного почетного гражданина. Здесь же покоятся другие члены семьи. Все эти люди из прошлого — коллективные создатели Сум сегодняшних. Мы упомянули не всех, кого знаем, да и знаем не всех, увы.

Могилы воинов

Это братская могила воинов-освободителей, воевавших против нацистов, рядом с которой установлена фигура Родины-матери работы сумского скульптора Анатолия Ивченко, памятик воинам Войска Польского, умершим в госпитале от ран в марте-июне 1944 г. с памятником работы Федора Коровая. А если пройтись по кладбищу, то сколько можно увидеть выбитых на камне портретов молодых людей в погонах разных родов войск, но чаще — летчиков и артиллеристов. И даты смерти — в пределах одного десятилетия, и надписи на памятниках похожи: «Погиб при исполнениии служебных обязанностей». Или более откровенно: «Погиб при исполнении интернационального долга». Это следы Афгана. И самое последнее горе — ряды могил сумчан, погибших в АТО. Здесь не все уроженцы Сумщины, которых забрала идущая сейчас война — многие похоронены в своих родных селах и поселках. Здесь, у самого входа на кладбище, последняя, самая горячая и больная страница нашей истории. Да она историей еще не стала, потому что не закончена. Мы рассказали только об одном из городских кладбищ и рассказали далеко не все, что известно, доказано и предполагается.

Использовались следующие источники:

1 . М. О. Манько. “Суми та сумчани у документах сучасників” Суми ВВП “Мрія-12ТОВ. 2010

2.С. В. Сильванский «Заметки о Православии на Сумщине: очерк об истории и событиях XIX–начала ХХ веков. Сумы ИПП «Мрия-1», 2014.

3. Многочисленные материалы сайта “Сумские некрополи”

4. Беседы с сумским краеведом Виктором Токаревым, а также его опубликованные интервью

ВРЕЗ

Не многие знают, что как минимум восемь мест исторических официальных захоронений не нанесены на карту города. А это память, без которой жить нельзя

Інші новини:

Коментарі: