На Сумщине: настало время масштабной реформы

27.09.2016

После Дня знаний начальник управления образования и науки Сумской ОГА Елена ПОПОВА согласилась рассказать нам об итогах ВНО, нововведениях и изменениях в сфере среднего образования. Как оказалось, хватает и хорошего, и плохого.

Несвидоменко Елена

r: Как сдали в этом году ВНО в Сумах и области?

Елена Попова: Сумщине удалось попасть в топ-10 областей в общем рейтинге и занять седьмое место со средним результатом по области 143,07 балла. В рейтинге областей по результатам тестирования по украинскому языку и литературе Сумская область заняла пятое место. Предмет сдавали 5155 учеников, из них не сдали 371, что составляет 7,2 %. Во всеукраинском рейтинге по истории Украины Сумская область занимает восьмое место. В тестировании принимали участие 3846 учеников, из них 442 не сдали (11,5%). Согласно рейтингу по математике, область заняла десятое место. Из 2913 учеников тест не сдали 353 (12,1%). Хуже всего выглядит ВНО по английскому языку. Тест сдавали 1640 человек, из них не сдали 15,7 %, по этому тесту у области 18-ое место.

r: Сколько выпускников с результатом 190-200 баллов?

Елена Попова: Как и в предыдущие годы, обязательным было тестирование по украинскому языку и литературе. В этом году не преодолели порог «сдал/не сдал» только 7% тестируемых, а процент учеников, получивших более 180 баллов, составляет 14%. Таким образом, в рейтинге областей Сумская область заняла пятое место. Наилучшие результаты по предмету показали выпускники городов Сумы (173 человека), Ромны (39 человек), Шостка (37 человек) — от 9 до 13% выпускников сдали тестирование на 190 баллов и выше. В городе Глухов 100% учащихся преодолели порог «сдал/не сдал». Белопольский район имеет 13,3% учащихся, не преодолевших соответствующего порога. Не набрали 190 баллов и выше выпускники Лебединского и Конотопского районов.

В 2016 г. выпускники общеобразовательных учебных заведений имели возможность выбрать историю Украины или математику для прохождения государственной итоговой аттестации в форме ВНО. Среди участников внешнего независимого оценивания 57% предпочли историю Украины, 43% — математику. Такой выбор подтверждает общеукраинскую тенденцию, однако, в отличие от других областей, Сумская область заняла восьмое место по результатам тестирования по истории Украины (тест не сдали 11% учащихся), а по математике заняла десятое место (не преодолели порога «сдал/не сдал» 15% учащихся). Процент учащихся, получивших по результатам тестирования от 140 до 200 баллов по обоим предметам, составляет почти 36%.

Наилучшие результаты по истории Украины показали выпускники городских учреждений области. Наибольшее количество выпускников, набравших более 190 баллов, в городах Ромны (11 человек), Сумы (27 человек), Шостка (8 человек). Почти 20% выпускников Белопольского района по этому предмету не преодолели порог «сдал/не сдал». Лучшие знания по математике показали участники тестирования из городов Сумы (45 человек) и Шостка (14 человек). В Сумах 5% выпускников набрали более 190 баллов. Как лучшие можно отметить результаты выпускников Кролевецкого и Липоводолинского районов. Достаточно успешными являются результаты тестирования по географии. Тест не сдали только 4% выпускников, а от 140 до 200 баллов получили 50% учащихся. Традиционно в области более 2500 выпускников выбирают тестирование по биологии. Не преодолели порог «сдал/не сдал» по этому предмету 10% протестированных, а 40% получили от 140 до 200 баллов.

r: Какова ситуация с учебниками в этом году?

Елена Попова: Вопросам обеспечения учебниками учащихся 8-го класса занимается Министерство образования и науки Украины. В целом этот показатель составляет 85% от плана завоза. Департаментом образования и науки, отделами и управлениями образования районов и городов принимаются меры по оперативной доставке учебников для учеников 8-го класса в учебные заведения области. По состоянию на 5-е сентября все учебники своевременно доставлены. Важным вопросом, который требует решения, является обеспечение учебниками учеников 4-х и 7-х классов. В этом году органы управления образованием самостоятельно заключают сделки на приобретение учебников для указанной категории учащихся. В то же время выполнение заказов издательствами замедляется из-за печати учебников для учащихся 8-го класса.

В общем показатели обеспеченности учебниками учащихся для 4-х и 7-х классов соответственно составляют 57% и 53%. Работа в этом направлении продолжается.

r: Сколько школ в этом году закрыто и сколько реорганизовано?

Елена Попова: Приоритетом работы образовательной отрасли в новом 2016-2017 учебном году является создание условий для получения качественного образования всем детям, независимо от того, где они проживают — в городе или в селе. Школа сейчас должна обеспечивать равные условия обучения и шанс каждому ребенку на успешную жизнь. Учитывая это, вопрос оптимизации сети малокомплектных общеобразовательных учебных заведений области является актуальным. По состоянию на 5 сентября в Сумской области закрыто девять таких школ и снижена степень (т. е. это могла быть школа, например, I-III степени, с полным средним образованием, до 11 класса, а станет только как начальная или основная школа) в 26 школах, из них на базе 18-ти созданы учебно-воспитательные комплексы СОШ — ДОУ.

Количество учащихся в этих школах в среднем составляет 25 человек.

Понятно, что обучение в таких заведениях не может быть качественным. К тому же стоимость затрат на содержание одного условного ученика в год у них растет в среднем до 17 тыс. грн., а это превышает нормативные показатели в два, а в отдельных случаях — в 3-4 раза.

r: Сколько будет создано опорных школ?

Елена Попова: Для того чтобы ученики имели возможность учиться в заведении, где есть подготовленные квалифицированные кадры, оборудованы кабинеты, в области проводится работа по созданию опорных школ. В этом году победителями областного конкурса на лучшую организацию работы опорных школ назвали Николаевскую специализированную общеобразовательную школу I-III степеней Белопольского районного совета, Недригайловскую специализированную общеобразовательную школу I-III степеней Недригайловского районного совета, Слоутский учебно-воспитательный комплекс: общеобразовательная школа I-III ступеней — дошкольное учебное заведение «Василек» Березовского сельского совета, Боромлянский учебно-воспитательный комплекс: общеобразовательная школа I-III ступеней — дошкольное учебное заведение Тростянецкого районного совета.

Сейчас идет работа по приобретению учебного оборудования для кабинетов, утепление и осовременивания помещений этих учебных заведений. В то же время, это только начало кропотливой ответственной работы по созданию таких базовых общеобразовательных учебных заведений у нас на Сумщине. Ведь опорные школы должны функционировать практически в каждом сельском районе. Для этого в области разработан перспективный план оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений, сформированы 75 образовательных округов, определены 78 опорных школ.

r: Какова судьба учителей школ, которые закрыты или реорганизованы?

Елена Попова: Понятно, увольнение учителей — болезненный процесс. Департамент образования и науки областной государственной администрации, органы управления образования не оставляют в стороне вопрос дальнейшего трудоустройства педагогов. В этом мы имеем поддержку и помощь со стороны наших социальных партнеров — лидеров профсоюзных организаций. Всего в ходе закрытия и реорганизации учебных заведений в области нуждались в трудоустройстве 97 учителей. Положительно решен вопрос касательно 71 педагога, 18 вышли на пенсию, восемь пока не трудоустроены.

r: Как организован подвоз учеников к местам обучения? Хватает ли школьных автобусов?

Елена Попова: В общем, организованным подвозом к месту учебы и обратно обеспечены 6480 учеников сельской местности, это составляет 99,5% от потребности (6511 человек). Школьными автобусами подвозятся 5822 ученика (89,8% от потребности). В подвозе учащихся сельской местности задействовано 228 школьных автобусов. За два последних года за средства местного бюджета приобретено только два школьных автобуса АСЗ-32053-07 «Мечта» на 26 мест (660 тыс. грн.) и ГАЗ 32212-264 на 13 мест (376 тыс. грн.) для подвоза школьников общеобразовательных учебных заведений Роменского района; по одному автобусу в Сумском районе (480 тыс. грн.) и г. Глухов (343,6 тыс. грн.). Безусловно, этого недостаточно. Так, например, в Сумском районе школьными автобусами подвозят только 52% учащихся.

r: В каком состоянии школьные автобусы? Сколько из них нуждаются в ремонте или замене?

Елена Попова: Из 245 школьных автобусов, находящихся на балансе местных органов управления образования, восемь требуют ремонта (Белопольский — 2, Конотопский — 1, Кролевецкий — 1, Липоводолинский — 2, Шосткинский 1, Ямпольский — 1), четыре — изъяты на нужды АТО (Белопольский — 3, Ахтырский — 1 районы), требуют списания — 5 (Великописаревский, Кролевецкий, Ахтырский, Путивльский, С.-Будский).

Для обеспечения подвоза школьными автобусами учеников сельской местности к местам учебы и обратно необходимо приобрести 49 автобусов.

Департаментом образования и науки Сумской облгосадминистрации начата закупка школьных автобусов по процедуре открытых торгов через электронную систему закупок ProZorro. Объявление о проведении открытых торгов размещено 4 августа на портале Госзакупки-онлайн. Конечный срок предоставления тендерных предложений 9 сентября, аукцион назначен на 17 октября.

Планируется приобрести пять школьных автобусов за средства государственного бюджета для Великописаревского, Сумского, С.-Будского, Тростянецкого районов, Березовского сельского совета, 20 — на условиях общего финансирования для Белопольского, Великописаревского, Конотопского, Краснопольского, Лебединского (по одному), Бурынского, Роменского (по 2), Недригайловского, Ахтырского (по 3), Сумского (5) районов.

r: Какова средняя продолжительность маршрута от места остановки до школы и обратно?

Елена Попова: В среднем время подвоза учеников сельской местности от места проживания до учебного заведения составляет 25 минут (в одну сторону), что соответствует требованиям Государственных санитарных правил и норм устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебного процесса ГСанПиН 5.5.2.008-01 (норматив — 30 минут в одну сторону для учеников школ II-III ступеней, максимальный радиус подвоза учащихся школ II-III ступеней не должен превышать 15 км).

r: Образование сейчас переживает процесс реформирования. Готовы ли педагоги области к его внедрению?

Елена Попова: Да, потому что настало время масштабной реформы среднего образования, звена, которое является основой фундаментальных знаний. В этой сфере есть важные вопросы, требующие решения. Уже в новом учебном году начались нововведення в начальной школе. Министерством образования и науки Украины утверждены 13 обновленных и разгруженных учебных программ для учащихся этого звена.

26 августа в нашей области состоялся открытый форум педагогической общественности, в ходе которого педагоги Сумщины имели возможность рассмотреть, обсудить, проанализировать состояние и проблемы отдельных направлений развития образования, предложить пути их решения. Среди важных вопросов — готовность к новому учебному году, концепция новой украинской школы, изменения в программе начальной школы. И все это происходило как во время работы платформ, так и во время пленарного заседания с участием экспертов, опытных педагогов, общественных деятелей, родителей и учеников.

Начавшаяся дискуссия имела продолжение в педагогических коллективах. В то же время для успешного внедрения образовательных реформ важным является осознание и определение каждым своей роли и миссии в этих процессах. Убеждена, новый учебный год, который только начался, будет уверенным стартом на пути к реформированию украинской школы. Залогом наших успехов будут профессионализм, настойчивость в работе, творчестве, доброта, любовь к детям.

Врез : «Приоритетом работы образовательной отрасли в новом 2016-2017 учебном году является создание условий для получения качественного образования всем детям, независимо от того, где они проживают — в городе или в селе»

Цитата : «ЗНО в 2016 році буде проводитися за такою методологією і так складатимуть тести, щоб сертифікати діяли 2-4 роки», — Лилия Гриневич, министр образования

Інші новини:

Коментарі: