01.10.2018
Любое недомогание ребенка заставляет серьезно волноваться родителей и, конечно же, обращаться за медицинской помощью. Что уж говорить о высокой температуре, которая может быть симптомом многих заболеваний. Как быть? Вызывать врача на дом или звонить в скорую? Оказывается, оба варианта теперь практически бесперспективны – медики к такому пациенту на дом не приедут.
– У дочери-первоклассницы резко подскочила температура – почти до 39 градусов, пришлось оставить ее дома, – рассказывает сумчанка Татьяна. – Чувствовала она себя плохо: жаловалась на слабость, тошноту и головную боль. Я позвонила в детскую поликлинику, чтобы вызвать врача на дом. А вдруг это предвестники кори?! Долго ждала своей телефонной очереди, а когда таки дождалась, то регистратор мне ответила, что педиатр на вызов не придет. Мол, теперь врачи больных на дому не посещают – приводите ребенка в поликлинику или связывайтесь со своим педиатром по телефону. Но дочка в таком состоянии, что в больницу не потянешь… Набираю 103, чтобы приехала скорая. Диспетчер, выяснив симптомы, стала с кем-то консультироваться по нашей ситуации. Видимо, с врачом скорой. Но и он посоветовал принять жаропонижающее и самостоятельно отправляться на прием в поликлинику. В общем, ближе к обеду мы вызвали такси и поехали к доктору. В машине дочке стало плохо, началась рвота – с горем пополам добрались. Под кабинетом педиатра все с талончиками, я стала проситься, чтобы нас пропустили. Таких как мы – «свежезаболевших» с температурой, ознобом и тошнотой (а некоторые с соплями и кашлем) – было еще несколько человек. И все мы стоим-сидим в общей очереди. Через час наконец попали к педиатру. Оказалось, что у ребенка ротавирусная инфекция, которая, насколько мне известно, очень заразна – чем представляет опасность для окружающих. Что ж, спасибо медицинским реформаторам за то, что мы так намучились и, возможно, даже заразили кого-нибудь из детей.
Действительно, новшества от Минздрава – в частности, изменение порядка вызова врача на дом (как к детям, так и ко взрослым) – вызывают у пациентов возмущение. Еще в марте профильное министерство заявило о переходе на новую модель: вызовов на дом, то есть привычный всем формат звонка в регистратуру – больше не работает. Уже с 13 марта была отменена Книга записи вызов врачей на дом (№031/о). Взамен предлагалось, что пациент и врач смогут получить доступ друг к другу по мобильному телефону. «Время врача – ценный и ограниченный общественный ресурс, – говорится в сообщении Минздрава. – Каждый пациент должен понимать, что, когда врач идет к нему домой, он не помогает минимум трем другим пациентам. Пациент и врач будут вместе принимать решение о необходимости визита домой. Как показывает опыт европейских стран, возможность пообщаться со своим медицинским работником по телефону – одна из услуг, которая больше всего ценится пациентами». У нас же такая услуга пока еще не прижилась, изменения вызывают неоднозначную реакцию. Как тот же педиатр будет справляться с тем, чтобы одновременно одних больных ребят принимать, а других – заочно консультировать по телефону?!
– Надеемся, когда все пациенты выберут себе врача (педиатра или семейного) и заключат с ним декларацию – все станет на свои места и негатива не будет, – комментирует замглавврача по амбулаторно-поликлинической работе Сумской детской горбольницы Наталья Спичакова. – Согласно приказу Минздрава, первичную медпомощь оказывают в условиях лечебного учреждения, то есть в Центре первичной медико-санитарной помощи. Посещение врача на дому – по личной с ним договоренности. Педиатр, исходя из ситуации, примет решение: приезжать ли ему на вызов, нужно ли родителям обращаться в скорую или сразу ехать с ребенком в стационар. Переход сложный, но сумчане быстро ко всему адаптируются.
Когда на вызов приедет скорая? По словам замдиректора Сумского областного центра экстренной медпомощи Галины Белоус, повышенная температура – не повод для выезда бригады к пациенту. «Этим обязана заниматься служба неотложной медицинской помощи, которая должна существовать при медучреждениях, и врачи первичного звена (педиатры, терапевты, семейные врачи), – объясняет замдиректора. – В Сумах, в отличие от многих районов, такая служба до сих пор не создана. Так как подобные вызовы по областному центру нам некому переадресовывать, мы берем их на себя, если они поступают в позднее (ночное) время, выходные и праздники, когда Центры первичной медико-санитарной помощи не работают. Также наша служба в телефонном режиме консультирует пациентов. Консультировать могут как сами диспетчеры (они все имеют медицинское образование), так и старшие фельдшер-диспетчер и врач смены. Многие пациенты знают, что у нас круглосуточно работает врач, и сразу просят переключить на него. Выезд бригады на дом – в зависимости от ситуации и состояния пациента».
Поводом для выезда бригад являются экстренные случаи, которые связаны с внезапными состояниями человека, угрожающими его жизни и здоровью. Это – потеря сознания, судороги, внезапное расстройство дыхания, острая боль в области сердца, брюшной полости, рвота кровью, внешнее кровотечение, патология течения беременности. Также скорая поспешит на вызов, если у пациента травма (ранение, перелом, вывих, ожог, тяжелый ушиб, травмы головы), острое отравление, поражение электрическим током, молнией, тепловой удар, переохлаждение, асфиксия, повреждения при ДТП, его укусило животное. «А к категории неэкстренных обращений относятся: внезапное повышение температуры тела с кашлем, насморком, болью в горле; головная боль, слабость; боль в пояснице, суставах; повышение артериального давления; болевой синдром у онкологических больных; алкогольный, наркотический и токсичный абстинентный синдромы; обострение хронических заболеваний, – уточнила Галина Белоус. – Когда такие вызовы мы не можем передать или решить вопрос с пациентом по телефону, обслуживаем их сами, но выполнение может быть отсрочено во времени (в течение часа от поступления звонка). Есть случаи, когда мы вообще не выезжаем – для плановых инъекций, капельниц, перевязок и прочих назначений, удаления клещей, предоставления стоматуслуг. Хочу отметить, что наша служба не выдает справок, больничных, судебно-медицинских выводов и не транспортирует трупы в патолого-анатомические отделения. Некоторые пациенты считают, что мы обязаны по звонку везти их с незначительной травмой в травмпункт, с зубной болью – к стоматологу, но экстренная медпомощь не выполняет услуги доставки. На сегодня один выезд к пациенту обходится бюджету в 600 грн. (с учетом ГСМ, амортизации авто, зарплаты, медикаментов)».
Лиза Павлова, Ваш Шанс
Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua
Інші новини:
22.11.2024 “Шахеди” атакували житловий мікрорайон Сум
22.11.2024 У Сумах відомо про ще одну загиблу людину внаслідок атаки “Шахедів”
22.11.2024 Атака “Шахедів” на Суми: дві людини загинули, 10 поранених
22.11.2024 У Сумах розпочинає роботу штаб з ліквідації наслідків ворожих ударів
22.11.2024 У Сумах через влучання “Шахеда” перекрили рух проспектом Свободи