В Сумах картирные агентства “разводят” клиентов

24.12.2018

Шосткинчанка Анна, оставшись без работы в родном городе, решила переехать с семьей в областной центр. Первым делом отправилась туда сама – найти жилье.

Женщина плохо знает Сумы, друзей у нее там нет, поэтому искала квартиру, читая объявления на столбах прямо рядом с автовокзалом, выйдя из автобуса. Когда одно из предложений ее заинтересовало, набрала указанный номер телефона. На том конце провода – приятный голос, сообщивший, что, действительно, данная 1-комнатная квартира сейчас свободна, в ней есть вся мебель, сделан хороший косметический ремонт. Оплата – чисто символическая, чтобы только не пустовала: 500 грн. Аня даже не поверила своему счастью: надо же, такой подарок судьбы – дешевое жилье в самом центре города!

Когда шосткинчанка дала стопроцентное согласие и стала благодарить собеседницу, та вдруг сказала, что она – не хозяйка, а риелтор, и перед тем, как поселяться, нужно сначала приехать в офис и заключить договор. Мол, процедура займет каких-то 10 минут, это простая формальность. Ничего не понимающая в таких делах соискательница отправилась в офис по указанному адресу – в центре Сум. Сотрудница конторы уже поджидала клиентку у здания, чтобы не заблудилась. Спустя пару минут Аня подписала какие-то бумаги, даже не читая, и услышала, что должна заплатить 400 грн. За что? За информацию. Женщина выложила нужную сумму без колебаний: за хорошую квартиру никаких денег не жалко! Из агентства жительница Шостки отправилась поселяться сама. Ведь, согласно условиям договора, участие конторы заключается только в том, что сотрудники дают клиенту номер телефона хозяина сдаваемого жилья, и никто не обязан человека туда сопровождать. Когда Аня созвонилась с владельцем квартиры и приехала по указанному адресу (на другой конец города), то вдруг оказалось, что это никакая не квартира, а комната в общежитии коридорного типа, с кухней, туалетом и душевой на шесть семей. Никакого свежего ремонта там и в помине не было. Скорее, наоборот: все запущено. Да и стоимость оказалась в 2 раза дороже. Женщина расстроилась и отправилась обратно в агентство недвижимости – чтобы дали другой вариант жилья. Однако офис был закрыт. Телефон той милой девушки не отвечал. Анна просидела под закрытой дверью больше часа, пока над ней не сжалилась уборщица и не поведала неприятную правду: ее просто кинули. Как и многих других, приходящих в эту контору. Жаловаться в полицию не советовала, ведь риелторы выдали ей договор, в котором указано, что 400 грн она заплатила за предоставление информации, за точность которой агентство не отвечает. Расстроенная шосткинчанка вернулась домой ни с чем и навсегда рассталась с мечтой стать жительницей областного центра…

Другая клиентка, назовем ее Марией, попалась, высмотрев объявление на сайте ОLХ. Набрала номер телефона и тоже оказалась на крючке риелтора. Съездила в офис, заключила договор и получила листочек с адресом. Когда прибыла туда, выяснила, что дом никогда не сдавался. Женщина – не робкого десятка, вернулась в агентство и устроила скандал. Конфликт завершился тем, что перед Машей извинились и дали несколько других адресов. Она потратила весь день, но так и не заселилась, потому что ни один из них не подошел. В одном доме уже давно проживают квартиранты, в другом нет обещанных условий, а хозяйка третьего хочет в квартиранты не женщину, а мужчину. Когда дама опять приехала в контору и потребовала назад свои 400 грн, ей указали на условия договора: дескать, мы вам предоставили информацию? Предоставили. Адреса действительные? Действительные. А все остальные тонкости агентству известны не были, так что оно не виновато.

А вот глуховчанка Юлия вынудила владелицу агентства недвижимости сделать ей исключение и поступить по-человечески. Как рассказала нам Юля, дело было так. Сначала ей предложили три варианта, и все они оказались фейковыми. Один дом находился в Тростянце, другой – заколочен и нежилой, третий стоил в несколько раз дороже, нежели обещали риелторы. Когда раздосадованная клиентка позвонила владелице конторы, та пыталась ее отшить, как и всех остальных. Однако женщина проговорилась, что ей нужно срочно поселиться, так как мужа-правоохранителя перевели в Сумы по службе, а она сама работает журналистом в областном еженедельнике, и не могут же они жить на вокзале! Хозяйка риелторской фирмы сразу же дала реальный вариант, и спустя час семья уже распаковывала чемоданы в чудесном двухэтажном доме в живописном районе за весьма приемлемую цену.

Известен нам еще один случай поблажек со стороны недобросовестных агентств. Так, например, одной клиентке по имени Екатерина владелица конторы скидывает адреса до сих пор, несмотря на то что договор был заключен еще в апреле и все сроки предоставления услуг давно вышли. Секрет прост: соискательница пригрозила риелторше судебными разборками, и та, испугавшись, тянет резину. Поселять – не поселяет, но и не отказывает. Вот уже на протяжении 9 месяцев дает телефоны якобы сдаваемых квартир и домов. Однако все они оказываются неподходящими по разным причинам. Один дом – вовсе не дом, а флигель, в котором нет даже воды. Хозяйка жилища сказала так: «Нужна вода – проведите!» В другой квартире не было обещанной субсидии, зато был декоративный кот, требующий особого ухода. Да и кормить его необходимо не объедками с общего стола, а специальным кормом. Катя прикинула, что питание чужого питомца ей обойдется примерно во столько же, сколько плата за жилье, поэтому от такого варианта отказалась. Отправившись по третьему адресу, женщина столкнулась с патологической жадностью хозяина дома: молодой мужчина запретил пользоваться стиральной машинкой, потому что она много воды берет – гораздо экономнее будет ручная стирка. А сливать в туалете разрешил только лишь после «большой нужды», в остальных случаях нужно пользоваться черпачком, набирая воду из емкости, которая стоит около унитаза. «Один слив – это ведро воды, зачем ее расходовать без надобности?» – объяснял владелец апартаментов.

Журналисты попытались разобраться в ситуации и поинтересовался у владельцев агентств недвижимости, действительно ли так все плохо на их рынке. Одна из собеседниц, та самая, которая ищет квартиру девять месяцев, объяснила, что каждая фирма работает по-своему, и к каждому клиенту у них особый подход. «Мы из людей лохов не делаем, а работаем честно! – резюмировала дама. – Все умеют читать, пусть думают, что подписывают!»

Мы пообщались с несколькими руководителями предприятий, предоставляющих услуги на рынке недвижимости, и услышали, что обмана на их поприще очень много. «В Сумах более 120 агентств, из которых 70% – лохотрон, – рассказывает Юрий. – Одни работают по факту заселения, другие – на предоставление договоров. Первый вариант – единственно правильный, ведь клиент платит риелтору только после того, как поселится. Сотрудник фирмы бегает с человеком по всему городу, пока того не устроит жилье. Арендатор отдает деньги прямо в квартире, когда уже стопроцентно туда заехал и занес сумки. А второй вариант – кидалово чистой воды. Клиент идет в агентство, платит деньги и остается с клочком бумаги в руках, на котором указаны фейковые адреса. Конечно же, услуга первых стоит дорого – 2 тыс. грн. А вторых – 300-400 грн. Но если одни работают на результат, то другие – на составление договоров. Одни поселяют человека в день и получают свои 2000, выбеганные по снегу и дождю с мокрыми ногами. А другие – нащелкали договоров десяток штук за день, не выходя из офиса, и порядок. Такие фирмы держатся за счет тех позорных копеек. А на то, что люди потом плачут, – им плевать. Порядочная контора никогда не берет деньги вперед и не работает по предоплате. Если вам предлагают заключить договор и заплатить – это первый признак обманщика. Алгоритм действий таких офисов прост: вам дают номер телефона якобы сдающегося жилища, а в соседней комнате сидит сотрудник, отвечающий на звонок под видом хозяина. Сайты кишат объявлениями об аренде, но они не соответствуют действительности. Нет таких цен – 1500 грн в месяц за однокомнатную квартиру! Квартира, может быть, и есть, но отдать за нее нужно будет тысячи три-четыре. Если риелтор говорит, что работает и по факту заселения, и по договору, не верьте ему!».

Со слов собеседника, клиенты, которых обвели вокруг пальца, могут защитить себя в правовом поле. Правда, если есть желание тратить время, нервы и деньги. Судебный сбор порядка – 650 грн – в конечном итоге, если суд признает его виновным, заплатит агентство. И ваши кровные 400 грн вернет. Но таких случаев Юрий не припомнит. Как правило, люди желают поскорее забыть неприятную историю с кидаловом и обращаются в другую фирму.

Как рассказала нам владелица одного из агентств, каждый день есть клиенты, обманутые их конкурентами. На вопрос, много ли сейчас людей нуждаются в съеме комнат, квартир и домов, женщина ответила, что пик приходится на август, когда съезжаются студенты. А сейчас клиентов меньше. В основном это семьи, выезжающие из сел и райцентров в областной центр, ищущие работу и жилье. Хозяйка риелторского предприятия призналась, что проще всего работать именно с данной категорией.

«Люди из маленьких населенных пунктов знают, зачем они сюда приехали и что им нужно, а вот народ из других крупных городов – капризный и придирчивый, ему не угодишь», – говорит собеседница. Удалось нам пообщаться и с девицей, регулярно выкладывающей фейковые объявления на сайты недвижимости. Свою недобросовестную деятельность молодая сумчанка объяснила тем, что она просто рекламирует жилье для привлечения клиентов, выставляя шикарные фотографии и указывая минимальную сумму. А то, что вся информация – вранье, риелторша объясняет так: «Моя задача – чтобы человек откликнулся на объявление и пришел в офис. А там я уже ему рассказываю, что та квартира, которую он выбрал на сайте, буквально только что сдалась, но у нас есть другие варианты. Правда, похуже и подороже, но что можно там пожить, а как только появится что-то лучше и бюджетнее, я сразу же дам знать. Как правило, клиент соглашается». Собеседница уверена, что в ее действиях нет никакого обмана и тем более криминала. Свои махинации она именует не иначе как маркетинговым ходом. Еще и благодетельницей себя считает: «А что, лучше, чтобы человек на вокзале спал?!»

В процессе подготовки материала выяснилось, что многие риелторы – выходцы из районных центров и сел. Из одного только Глухова насчитали четыре человека! Как объяснили они сами, просто в Сумах трудно найти непыльную работу, а в агентства недвижимости всегда требуются в сотрудники молодые и амбициозные люди. Правда, текучесть кадров там тоже есть. Наверное, не каждый молодой и амбициозный может нагло обманывать таких же, как и он, приезжих, оказавшихся в областном центре в поисках лучшей жизни.

shans.com.ua

Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua

Інші новини:

Коментарі: