В Сумах семейные врачи и педиатры стали получать 15-18 тыс. грн.

21.09.2019

На последнем заседании Сумской горисполком заслушал отчет горотдела здравоохранения о выполнении финансовых планов коммунальных некоммерческих предприятий (КНП) «Центр первичной медико-санитарной помощи №1» (ЦПМСП-1) и «Центр первичной медико-санитарной помощи №2» (ЦПМСП-2).

Напомним: оба центра были созданы решением горсовета от 28 февраля 2018 года в рамках реформирования сферы здравоохранения Сум в соответствии с концепцией общегосударственной медреформы. В частности, центр №1 был создан путем реорганизации уже существовавшего центра №3, который появился немногим ранее на базе городской поликлиники №3, что на ул. Ильинской. Для создания Центра №2 из структуры детской горбольницы, 5-й горбольницы и ЦГБ были выделены подразделения, предоставлявшие первичную медпомощь (поликлиники, их филиалы, амбулатории), и объединены в одно учреждение. Позже центру №2 передали под офис здание 6-й горполиклиники, что на ул. Привокзальной, 3а, а поликлиника была реорганизована, так как все равно не выполняла своих функций.

Как же отработали новосозданные структуры свой первый год в условиях медреформы и какие изменения ощутили на себе за это время сами медработники и их пациенты? Стоит отметить, что центры — хоть и неприбыльные, но все же предприятия, а значит, должны работать на хозрасчетной основе. Ясно, что вести хозяйственную деятельность для наших медиков, до сих пор привыкших только просить и тратить бюджетные деньги, — внове, поэтому вопросов по выполнению финансовых планов обоих центров было много.

Замначальника горотдела здравоохранения Наталья Кипенко напомнила, что сегодня так называемые красные списки (по ним выделялось минимальное финансирование из госбюджета на тех пациентов, которые еще не заключили декларации с врачами) уже отменены, но в прошлом году оба центра еще обслуживали все приписное население Сум, то есть 267343 человека. По штатному расписанию в обоих центрах насчитывается 592 единицы персонала, из них врачей — 200,25 единицы, среднего медперсонала — 273,5, младшего — 24,5, другого персонала — 93,75. За прошлый год совокупный доход обоих центров составил 32,85 млн. грн. Основная часть этих средств — 30,3 млн. грн. — поступила по договору от Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) за медобслуживание населения, еще 1,84 млн. центры получили из горбюджета в виде финансовой помощи (на ремонты помещений). Кроме того, оба центра получили новую компьютерную технику на общую сумму 4,2 млн. грн. (ее закупал горздрав, а средства выделялись также из горбюджета). Расходы же центров за пошлый год составили 26,3 млн. грн. При этом основная часть денег была потрачена на зарплату — 20 млн. грн. (или 75,5%). На улучшение материально-технической базы центры направили 1,36 млн. грн., амортизация оборудования — 1,8 млн. грн., другие расходы — 3,2 млн. грн. При этом на конец года у обоих центров осталось на счетах 6,5 млн. грн. неиспользованных средств (примерно по три с лишним миллиона у каждого).

У членов исполкома сразу же возник вопрос: если у обоих центров в прошлом году было достаточно финансирования, даже осталось 6,5 млн. грн., зачем тогда им выделялась помощь из горбюджета? Н.Кипенко объяснила, что горсовет выделял эти средства (1,84 млн. грн.) в самом начале работы центров, когда они только были созданы, чтобы привести их в соответствие с нормативными требованиями Минздрава (то есть на ремонты, покупку недостающего оборудования, мебели, инвентаря и т.п.), иначе они не смогли бы заключить договоры с НСЗУ.

Такое объяснение удовлетворило членов исполкома. Но тут же возник другой вопрос: при наличии таких кассовых остатков на конец 2018 года оба центра на 2019-й также запросили финансовую помощь из горбюджета и получили ее — в общей сложности 3 млн. грн. (центр №2 — на ремонты, центр №1 — на покупку оборудования). На что же тогда были потрачены 6,5 миллиона, оставшиеся с прошлого года? Н.Кипенко объяснила, что деньги, которые центры получают от НСЗУ, они могут тратить только на предоставление медпомощи населению (сюда входит зарплата персонала, закупка лекарств, изделий медицинского назначения и т.п., а также текущие ремонты). А содержание зданий (включая оплату комуслуг) и капремонты, согласно действующему законодательству, могут проводиться только за счет горбюджета.

— В помещениях центров все еще остается много проблем, которые можно решить только капитальными работами, — заметила Н.Кипенко. — Это замена лифтов, окон, утепление зданий и т.п. Особенно в ЦПМСП №2, которому досталось здание бывшей 6-й поликлиники, где уже много лет не проводилось вообще никаких ремонтов. Кроме того, средства, которые остаются на счетах центров в конце года, дают им возможность работать первый месяц нового бюджетного года, пока не поступит первый транш финансирования от НСЗУ, он приходит только к концу января.

Также членов городского правительства очень заинтересовал вопрос по зарплатам в центрах. В официальном отчете была указана только средняя зарплата: в центре №1 — 11441 грн., в центре №2 — 9866 грн. Однако, как известно, средняя зарплата, как и средняя температура по больнице, ни о чем не говорит. Поэтому члены исполкома хотели знать конкретные размеры зарплат, в частности — медперсонала и админперсонала. По словам Н.Кипенко, в коллективных договорах, которые были заключены в обоих центрах, прописаны коэффициенты, по которым рассчитывается зарплата всех категорий работников. К примеру, у врачей она зависит от количества пациентов, которые подписали с ними декларации. У медсестер зарплата тоже зависит от количества пациентов, которых обслуживает «их» врач. В среднем же врачи в обоих центрах получают 15-17 тыс. грн., как говорится, «чистыми», на руки (то есть уже за вычетом всех налогов и начислений).

Что же касается зарплат админперсонала, то этот, казалось бы, простой и ожидаемый при финансовом отчете вопрос почему-то очень смутил руководителя ЦПМСП №2 Анну Ивженко.

Она долго пыталась уйти от прямого ответа, пускаясь в пространные объяснения о коэффициентах, квалификации, загрузке и т.п., пока члены исполкома не начали сердиться и не потребовали сказать конкретно, какая зарплата лично у нее и ее заместителя. В конце концов А.Ивженко таки вынуждена была озвучить эту «сверхсекретную» информацию, и оказалось, что ее зам получает 24 тыс. грн., а она — 30 тыс. грн. в месяц. Члены исполкома никак не прокомментировали эти цифры. Так что остается только догадываться, какая же в таком случае зарплата у остальных работников центра, если админперсонал и врачи, составляющие в общей сложности почти половину всего штата, получают от 15 до 30 тыс. грн., а средняя зарплата при этом — около 10 тыс. грн.

Как бы там ни было, очевидно, что как минимум врачи, средний медперсонал и руководство медучреждений первичного звена в Сумах уж точно ощутили на себе положительные результаты медреформы. Но заметили ли разницу горожане? По этому поводу Н.Кипенко сказала только, что комиссия по лицензированию, которая приезжала к нам с проверкой из Минздрава и НСЗУ, положительно оценила уровень оснащенности наших ЦПМСП и их работу в целом. Но значит ли это, что уровень обслуживания пациентов повысился адекватно зарплатам медработников? Об этом каждый может судить сам…

shans.com.ua

Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua

Інші новини:

Коментарі: