13.10.2019
В августе этого года вступило в силу постановление Кабмина, которым утверждена принципиально новая модель взаимоотношений между водоканалами и потребителями.
Что изменится в связи с этим для сумчан, которые пользуются услугами централизованного водоснабжения и водоотведения, рассказали на брифинге в Сумской мэрии 2 октября и.о. директор департамента инфраструктуры горсовета Виктор Павленко, начальник отдела по работе с абонентами КП «Горводоканал» Людмила Коваль и юрисконсульт предприятия Артем Гупало.
По словам В.Павленко, нововведения касаются, в частности, заключения новых моделей договоров, установки общедомовых счетчиков воды, начисления пени (а также прекращения или ограничения услуг) при задолженности и появления в платежках такой строчки, как абонентская плата.
Пять моделей договоров
Прежде всего, по новым правилам потребители должны выбрать одну из пяти моделей договоров (четыре из них предусмотрены для жильцов многоквартирных домов) и заключить эти договоры с водоканалом. По словам Л.Коваль, это могут быть типовые договоры с индивидуальным потребителем услуг в многоэтажке (с обслуживанием внутридомовых сетей и без), договор с индивидуальным потребителем в частном доме, договор с коллективным потребителем (ОСМД) и договор с уполномоченным лицом — управителем. В многоэтажках, чтобы выбрать модель договора и заключить его, необходимо провести общее собрание, на котором должны присутствовать владельцы не менее 50% общей площади дома, принять решение и подписать протокол. ОСМД также может делегировать это право своему председателю правления, и тогда он сможет заключить коллективный договор от имени всех жильцов. Если же в доме нет ОСМД, тоже можно на общем собрании выбрать уполномоченное лицо из числа жильцов (владельцев квартир) и поручить ему заключение договора.
Чем же отличаются вышеперечисленные модели договора? По словам Л.Коваль, при заключении индивидуального договора абонентское обслуживание, выдачу всех справок, информирование органов соцзащиты по поводу субсидий, льгот и т.п., а также поверку счетчиков, прием и администрирование платежей, печать и доставку квитанций — будет обеспечивать водоканал. Поэтому при заключении индивидуального договора в многоквартирном доме предусмотрено начисление платы за абонентское обслуживание (так называемой абонплаты). Абонплата — это возмещение расходов оператора внешних сетей (водоканала) за проведение начислений, формирование счетов и все остальные услуги, которые были указаны выше. Абонплата будет указана в платежах отдельной строкой, помимо платы за воду и стоки. Предельный размер абонплаты не может превышать 28,47 грн. в месяц (согласно постановлению Кабмина). Но, повторимся, абонплата начисляется только в том случае, если заключается индивидуальный договор. Если же потребители выберут коллективную модель договора, где этим всем будет заниматься глава ОСМД, уполномоченное лицо или управитель, тогда абонплата от водоканала насчитываться не будет.
Выбрать модель договора и заключить его все сумчане должны до мая 2020 года. В противном случае водоканал самостоятельно выберет модель договора, и, по словам Л.Коваль, для жильцов многоэтажек это может быть только индивидуальный договор без обслуживания внутридомовых систем. По ее мнению, самый выгодный для потребителей (в финансовом плане) вид договора — это коллективный договор, так как он будет без абонплаты. Но, с другой стороны, председателю ОСМД, уполномоченному лицу или управителю, который в таком случае будет делать, по сути, ту же работу, что и абонотдел водоканала, тоже нужно будет платить за это (тут уже размер платы устанавливается по договоренности с совладельцами). Так что еще неизвестно, у кого в итоге получится дороже.
Счетчики — на все дома!
Также законом предусмотрено, что жильцы должны установить общедомовые счетчики воды — сами (то есть выбрать подрядчика по своему усмотрению) или силами водоканала, но в любом случае — за счет жильцов. По словам А.Гупало, уже есть несколько ОСМД, которые изъявили желание установить счетчик сами, потому что это будет дешевле, чем по калькуляции водоканала. Причем разница довольно существенная — примерно в два раза. К примеру, если взять 80-квартирную многоэтажку на ул. Харьковской, по калькуляции водоканала установка счетчика получается около 57 тыс. грн. (по нынешним ценам), из них около 6 тысяч — стоимость самого счетчика, также обязательно должен быть датчик для автоматической передачи данных (без него счетчик ставить нельзя) и т.п. Но если жильцы все-таки не захотят (или не смогут) собрать деньги сами и захотят, чтобы счетчик устанавливал водоканал, то плата за это будет выставляться в платежках отдельной строкой.
Общая сумма затрат, которые понесет водоканал на установку счетчика, будет распределена на пять лет, это предельный период (согласно постановлению Кабмина), но по желанию жильцов может быть и на меньший срок (год, два или три), тогда взносы будут больше, но выплатятся быстрее. Эта плата будет пропорционально распределяться между всеми квартирами. Размер взносов за установку счетчика должен утвердить исполком. Правда, пока ни у самого водоканала, ни у города нет средств на установку общедомовых счетчиков воды, этот вопрос еще прорабатывается и неизвестно, когда они смогут начать устанавливать эти счетчики.
По информации А.Гупало, на сегодня в Сумах установлено 39 общедомовых счетчиков воды, все — в новостроях, которые, согласно новым ГСН, должны сдаваться в эксплуатацию уже со счетчиками. Всего же в Сумах 1897 многоквартирных домов, где еще нужно установить счетчики.
Напомним: после установки общедомового счетчика воды высчитывается разница между его показаниями и суммой показаний всех квартирных счетчиков и распределяется на все квартиры.
Не заплатил — будешь без воды!
После заключения новых договоров потребителям, которые будут несвоевременно оплачивать услуги и накапливать долги, начнут насчитывать пеню (старых долгов это не касается). По словам А.Гупало, размер пени прописывается в договоре, но по закону не может превышать 0,1% общей суммы долга за каждый день просрочки. Общий же размер пени не может превышать 100% общей суммы долга. По закону пеня не насчитывается только в одном случае — если потребитель предоставит справку о том, что у него существует задолженность по зарплате, вследствие которой он лишен возможности оплатить услуги.
Также, согласно новому Закону «О ЖКХ», если потребитель не погасит задолженность в полном объеме (или не заключит договор о ее реструктуризации) в течение 30 дней с момента получения предупреждения от водоканала, ему могут отключить услуги. А за обратное подключение придется заплатить, конечно, помимо погашения долга.
shans.com.ua
Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua
Інші новини:
22.11.2024 “Шахеди” атакували житловий мікрорайон Сум
22.11.2024 У Сумах відомо про ще одну загиблу людину внаслідок атаки “Шахедів”
22.11.2024 Атака “Шахедів” на Суми: дві людини загинули, 10 поранених
22.11.2024 У Сумах розпочинає роботу штаб з ліквідації наслідків ворожих ударів
22.11.2024 У Сумах через влучання “Шахеда” перекрили рух проспектом Свободи