Имеет ли право кондуктор не принимать изношенные купюры или высаживать, если нет сдачи?

21.03.2020

Наверняка многие сумчане слышали, рассчитываясь за товар на кассе: «Я такую купюру не приму, потому что у меня ее никто на сдачу не возьмет. Других денег нет?» А других денег нет! Что делать?

К сожалению, такие ситуации нередки и меньше их не становится. Рассказывает сумчанка Антонина:

— Утром бывает так, что нет мелких денег в кармане, и поменять негде. Поэтому приходится в транспорте давать за проезд то, что есть. И вот сажусь я примерно в 7.30 в троллейбус №5 в сторону центра. Даю кондуктору 200 гривен, та глянула на меня и говорит: «У меня нет сдачи. Где я вам с утра столько денег наберу? Спросите у пассажиров, может, поменяют. В ваших интересах, потому что на линии контроль». И пошла дальше по салону. Я могу понять и ее. Но и я не знаю, где взять купюру меньше. Порылась у себя в сумке и еле наскребла 4 гривни. Три — мелочью и одна бумажная, но на треть порванная посредине, на сгибе (потому и завалялась). Подходит кондуктор, даю ей деньги. А она: «Я не возьму эту гривню» — и возвращает мне деньги обратно! Снова даю ей 200 гривен, та — ни в какую, сдачи у нее нет и вообще она не банк, чтобы менять. В итоге она у меня взяла те 4 гривни, но сказала, что билет не даст, потому что, если у нее в кассе предприятия эту гривню не возьмут, свою она давать не будет, а за билеты отчитывается до копейки. А там вполне нормальная гривня. Был бы скотч, там буквально сантиметр надо, чтобы заклеить, и все.

А через пару дней нам в троллейбусе на сдачу дали немного надорванные посередине 5 гривен. Мы попытались вернуть купюру, но кондуктор возразила: «Вы из-за 5 гривен будете спорить с женщиной?» Запрещенный прием! Тогда мы решили рассчитаться этими же деньгами в другом троллейбусе. И у нас их не взяли! Кондуктор громко, на весь салон, заявляла, что пассажиры у нее эту купюру не возьмут, да и в кассе КП тоже. И тот факт, что нам дали эти деньги в другом троллейбусе, ее не убедил.

На имя директора КП «Электроавтотранс» направили письменный запрос, в котором описали ситуацию и поинтересовались, имеет ли право кондуктор не принимать купюры с незначительными повреждениями.

Вместо того чтобы разобраться в конкретных описанных ситуациях или написать, что с кондукторами будет проведена разъяснительная работа, руководство КП в своем ответе написало: «Поврежденные и изношенные денежные единицы выводятся из оборота не решением кондуктора или водителя, а Нацбанком Украины. Жалоб по данному поводу на предприятие не поступало». Что ж, довольно лаконичный ответ.

Пришлось искать более расширенные объяснения. Итак, в соответствии с пунктом 2.13 Положения об операциях в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением правления Нацбанка Украины от 15.12.2004 года №637, предприятия (предприниматели) при расчетах с потребителями за наличные обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений банкноты и монеты (в том числе изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, которые выпускает Нацбанк Украины в обращение и которые являются действительным платежным средством и не вызывают сомнения в их подлинности. Как предусмотрено п.4 Правил определения платежных признаков и обмена банкнот, разменных и оборотных монет национальной валюты Украины, утвержденных постановлением правления Нацбанка Украины от 23.10.2013 года №422, физические и юридические лица обязаны без любых ограничений принимать изношенные банкноты по всем видам платежей и для переводов, а банки, кроме того, для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для обмена на пригодные к обращению банкноты.

В соответствии со ст.38 ЗУ «О Национальном банке Украины», изношенные и поврежденные денежные знаки Украины принимаются и обмениваются бесплатно на новые Нацбанком Украины и банками Украины без ограничений сумм.

В общем, с купюрами мы разобрались. Не принимать их кондуктор или водитель, продающий билеты в транспорте КП, не имеет права. Напоминаем читателям и работникам КП, что отсутствие разменных денег — это проблема того, кто предоставляет услугу. Отказ в услуге из-за отсутствия разменной монеты является нарушением не только ЗУ «О защите прав потребителей», но и должностных инструкций.

Если у вас отказываются принимать деньги из-за изношенности или отсутствия сдачи в транспорте, зафиксируйте это на видео или показаниями свидетелей. Это будет нужно в случае контроля. Если вас вынудят покинуть салон, вызывайте полицию. Ну и последний этап — пишите жалобу в транспортный отдел Сумского горсовета.

shans.com.ua

Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua

Інші новини:
25.04.2024 Нардеп Михайло Ананченко відзначив роботу команди Президента Зеленського щодо виділення США довгоочікуваної допомоги Україні
25.04.2024 Після тривалої паузи запустився “Сумихімпром”
25.04.2024 Вночі та зранку росіяни обстріляли дві громади Сумщини
25.04.2024 На проспекті Лушпи немає напруги: як слідують тролейбуси
25.04.2024 Верховна Рада планує перейменувати 21 село та одне місто на Сумщині
25.04.2024 Без світла й нетверезий: у Сумах водія відсторонили від керування

Коментарі: