Имеет ли право кондуктор не принимать изношенные купюры или высаживать, если нет сдачи?

21.03.2020

Наверняка многие сумчане слышали, рассчитываясь за товар на кассе: «Я такую купюру не приму, потому что у меня ее никто на сдачу не возьмет. Других денег нет?» А других денег нет! Что делать?

К сожалению, такие ситуации нередки и меньше их не становится. Рассказывает сумчанка Антонина:

— Утром бывает так, что нет мелких денег в кармане, и поменять негде. Поэтому приходится в транспорте давать за проезд то, что есть. И вот сажусь я примерно в 7.30 в троллейбус №5 в сторону центра. Даю кондуктору 200 гривен, та глянула на меня и говорит: «У меня нет сдачи. Где я вам с утра столько денег наберу? Спросите у пассажиров, может, поменяют. В ваших интересах, потому что на линии контроль». И пошла дальше по салону. Я могу понять и ее. Но и я не знаю, где взять купюру меньше. Порылась у себя в сумке и еле наскребла 4 гривни. Три — мелочью и одна бумажная, но на треть порванная посредине, на сгибе (потому и завалялась). Подходит кондуктор, даю ей деньги. А она: «Я не возьму эту гривню» — и возвращает мне деньги обратно! Снова даю ей 200 гривен, та — ни в какую, сдачи у нее нет и вообще она не банк, чтобы менять. В итоге она у меня взяла те 4 гривни, но сказала, что билет не даст, потому что, если у нее в кассе предприятия эту гривню не возьмут, свою она давать не будет, а за билеты отчитывается до копейки. А там вполне нормальная гривня. Был бы скотч, там буквально сантиметр надо, чтобы заклеить, и все.

А через пару дней нам в троллейбусе на сдачу дали немного надорванные посередине 5 гривен. Мы попытались вернуть купюру, но кондуктор возразила: «Вы из-за 5 гривен будете спорить с женщиной?» Запрещенный прием! Тогда мы решили рассчитаться этими же деньгами в другом троллейбусе. И у нас их не взяли! Кондуктор громко, на весь салон, заявляла, что пассажиры у нее эту купюру не возьмут, да и в кассе КП тоже. И тот факт, что нам дали эти деньги в другом троллейбусе, ее не убедил.

На имя директора КП «Электроавтотранс» направили письменный запрос, в котором описали ситуацию и поинтересовались, имеет ли право кондуктор не принимать купюры с незначительными повреждениями.

Вместо того чтобы разобраться в конкретных описанных ситуациях или написать, что с кондукторами будет проведена разъяснительная работа, руководство КП в своем ответе написало: «Поврежденные и изношенные денежные единицы выводятся из оборота не решением кондуктора или водителя, а Нацбанком Украины. Жалоб по данному поводу на предприятие не поступало». Что ж, довольно лаконичный ответ.

Пришлось искать более расширенные объяснения. Итак, в соответствии с пунктом 2.13 Положения об операциях в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением правления Нацбанка Украины от 15.12.2004 года №637, предприятия (предприниматели) при расчетах с потребителями за наличные обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений банкноты и монеты (в том числе изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, которые выпускает Нацбанк Украины в обращение и которые являются действительным платежным средством и не вызывают сомнения в их подлинности. Как предусмотрено п.4 Правил определения платежных признаков и обмена банкнот, разменных и оборотных монет национальной валюты Украины, утвержденных постановлением правления Нацбанка Украины от 23.10.2013 года №422, физические и юридические лица обязаны без любых ограничений принимать изношенные банкноты по всем видам платежей и для переводов, а банки, кроме того, для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для обмена на пригодные к обращению банкноты.

В соответствии со ст.38 ЗУ «О Национальном банке Украины», изношенные и поврежденные денежные знаки Украины принимаются и обмениваются бесплатно на новые Нацбанком Украины и банками Украины без ограничений сумм.

В общем, с купюрами мы разобрались. Не принимать их кондуктор или водитель, продающий билеты в транспорте КП, не имеет права. Напоминаем читателям и работникам КП, что отсутствие разменных денег — это проблема того, кто предоставляет услугу. Отказ в услуге из-за отсутствия разменной монеты является нарушением не только ЗУ «О защите прав потребителей», но и должностных инструкций.

Если у вас отказываются принимать деньги из-за изношенности или отсутствия сдачи в транспорте, зафиксируйте это на видео или показаниями свидетелей. Это будет нужно в случае контроля. Если вас вынудят покинуть салон, вызывайте полицию. Ну и последний этап — пишите жалобу в транспортный отдел Сумского горсовета.

shans.com.ua

Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua

Інші новини:

Коментарі: