«Сумыгаз» умышленно занижал показания счетчиков перед повышением тарифов?

29.05.2021

Под зданием компании «Сумыгаз» каждый день собирается немалая очередь – вопросы, конечно, разные, но у многих проблема одна: счета за потребленный газ – маленькие.

На первый взгляд ситуация абсурдная: ну как так, человек передает показания за потребленный газ в фактическом объеме, а ему приходит счет за объем в два-три раза меньше?! И ладно бы это разовый сбой, но ведь такое повторяется из месяца в месяц! А цена на газ в феврале и в мае – это две большие разницы! Но обо всем по порядку.

Пообещали разобраться

К журналистам обратился сумчанин Владислав Иванович. В феврале, марте и апреле он, как обычно, передавал показания газового счетчика и через личный кабинет на сайте «Сумыгаз» («104.ua»), и по «Вайберу». В марте, когда пришла квитанция за февраль, очень удивился – были поданы показания 375 куб. м, а счет пришел всего за 61 куб. Обратился в сервисный центр «Сумыгаза», там сказали, что это сбой, что обязательно разберутся, придет контролер, зафиксирует показания счетчика, но посоветовали платить не по счету, а по фактическим показаниям. Контролер действительно пришла, сняла показания. Однако в апреле ситуация повторилась – за март подали 289 куб., в счете выставлено всего 14… Контролер пришла, зафиксировала показания и… не смейтесь, в мае все то же: за апрель подали 165 кубов, в счете – 20. 12 мая контролер пришла и… показания зафиксировала.

Владислав Иванович с женой снова пришли в «Сумыгаз». На улице в очереди стояли человек 50, что называется, на взводе, кто в маске, кто без, и это в период карантина. Вопросы все те же – связанные с неправильными начислениями. В конце концов к консультанту сумчане попали, там снова пообещали разобраться. Так что Владислав Иванович ждет квитанцию за май.

– В общей сложности с февраля по апрель мы использовали 829 куб. м, а счета выставлены всего за 95, – говорит горожанин. – А теперь представьте: в январе-апреле цена газа была 6,99 грн. за куб. м, а сейчас 7,99. Получается, если сейчас пересчитают разницу, то мало того, что нужно будет сразу заплатить 5863 грн. или составить договор реструктуризации, если таких денег нет, так еще из-за разницы в тарифах переплатить 733 грн.! В масштабах города, учитывая, что такая ситуация не только у нас, но и у других сумчан, сколько «навара» получится?! Чем не заработок для газовых компаний на ровном месте? Как можно в период карантина ежедневно создавать такую очередь у офиса? Считаю, что это прямое вредительство и преступление против государства! Нельзя три месяца подряд списывать все на компьютерный сбой, как это сделали в феврале! Куда девались показания, которые фиксировала контролер? Я, к слову, обратился по этой ситуации с заявлением в СБУ.

Телефоны молчат!

А мы попытались получить разъяснения в компании «Сумыгаз Сбыт». Правда, пришлось делать это через страничку в «Фейсбуке», так как ни один телефон, даже указанный как приемная директора (!), не отвечал. Вкратце описали ситуацию и задали вопросы:

1. Почему такие разночтения в счетах и фактически переданных показаниях?

3. Каким образом компания будет выходить из ситуации?

4. Будет ли пересчитываться потребленный газ и по какой цене?

Ответ получили буквально через полчаса – «ваши вопросы переадресовали по назначению». Просмотрев публикации на страничке, мы обнаружили не одно подобное обращение. Ответ «Сумыгаз Сбыта» на одно из них, мягко говоря, непонятный: «Если вы оплатили выставленный счет за март в соответствии с плановыми начислениями, которые отличаются от стоимости фактически потребленного природного газа, такая оплата будет учтена поставщиком, а у потребителя будут отсутствовать любые негативные последствия из-за отсутствия колебания цены поставки на природный газ, которая установлена на уровне 6,99 грн. за 1 куб. м на февраль-апрель текущего года».

Получив такое сообщение, сумчанка возмутилась: «ООО «Сумыгаз Сбыт», да, я оплатила по квитанции. Но в личном кабинете я передавала показания на 105 куб. газа за март, а вы мне насчитали 53 куба. Вопрос: где и кто взял эти 53 куба, на основании чего вы насчитали мне меньшую сумму? В какой организации работают ваши операторы, какая служба принимает показания, кто отвечает за это?!»

Ответ «Сумыгаз Сбыта» был таким: «Прием показаний не входит в компетенцию поставщика газа. Мы как поставщик, к сожалению, на это не влияем. В соответствии с Кодексом ГРМ прием и обработку показаний счетчика обеспечивает оператор ГРМ (в Сумской области – АО «Сумыгаз»)».

Собственно, 20 мая «Сумыгаз Сбыт» ответил примерно то же: «Сообщаем, что по Кодексу ГРМ прием и обработку показаний счетчика осуществляет оператор ГРМ (в Сумской области – АО «Сумыгаз»). Он передает информацию об объеме потребленного потребителем природного газа за соответствующий период. Начисление за услуги по газоснабжению проводятся именно на основании этих данных. Поскольку расчетным периодом по Типовому договору поставки природного газа бытовым потребителям является календарный месяц, все перерасчеты по показателям, которые будут переданы в мае и по состоянию на 1 июня (до 5 июня включительно), будут отражены в счете поставщика за май».

Поняв, что стрелки за неправильные платежи «Сумыгаз Сбыт» переводит на «Сумыгаз», мы задали этой компании все те же вопросы. Ответ получили в тот же день: «АО «Сумыгаз» предлагает клиенту, у которого возникли вопросы, обратиться для их решения в индивидуальном режиме в Клиентское пространство 104.ua. Эту ситуацию рассмотрят специалисты. На сегодня в области продолжается инвентаризация показаний газовых счетчиков. Контролеры «Сумыгаза» сверяют показания с теми, что есть в базе данных. К потребителю придет контролер, который зафиксирует фактические показания: проведет фотофиксацию счетчика и передаст данные с помощью специального мобильного приложения. Контролеры работают с соблюдением всех карантинных требований, поэтому компания призывает клиентов допускать специалистов к приборам учета.

Процесс инвентаризации займет определенное время, поскольку в области работают 153 контролера, а потребителей – более 300 тысяч. Это не значит, что клиенту не нужно передавать показания ежемесячно: по-прежнему потребители передают показания ежемесячно в период с 1-го по 5-е число удобным для них способом».

Алгоритм действий

В общем, понятного ответа на вопрос, что именно происходит в двух газовых компаниях с показаниями счетчиков, которые вовремя передают люди, нам получить так и не удалось. На каком этапе исчезают эти цифры, неизвестно. Еще и получается, что разбираться нужно каждому потребителю индивидуально, причем с обеими компаниями – «Сумыгазом» и «Сумыгаз Сбытом» – и доказывать, что показания клиент передал вовремя, а «откорректировали» их газовики…

Как это правильно делать, рассказал и подсказал еще один сумчанин Евгений Смирнов на своем личном примере: «11 мая я через личный кабинет связался с газовиками, и оператор Василь (так он представился) сообщил, что фотографии с «Вайбера» – три штуки – есть, назвал показания счетчика от 1 апреля – 1460 (350 кубов за март) и показания от 1 мая – 1651 (191 куб за апрель), в общем, все правильно. У меня они оплачены как положено – за март в середине апреля и за апрель в середине мая. 17 мая пришел контролер, снял показания и выставил мне сумму за март, апрель и половину мая по новой цене, в результате я им уже должен более чем 3609 грн.! Связываюсь опять с ними и уже слышу, что никаких фото нет и теперь нужно привозить им фото. Так как я предполагал такой вариант, фото сохранил. Но платежи-то были, и они зафиксированы в личном кабинете, но почему-то не учтены. Что я им должен – так это за 29 кубов, которые использовал с 1 по 17 мая 2021 г.».

Поняли алгоритм? Как только есть перспектива увеличения цены на газ и вы видите «махинации» с показаниями, к сожалению, выход один. Необходимо фиксировать каждую деталь, каждую цифру – чтобы было понятно, когда сделано фото! Также лучше сделать скриншоты «Вайбера» и личного кабинета. А когда контролер приходит сверять показания, можно записать все это еще и на видео. А то мало ли что еще могут заявить и придумать газовые монополисты… Что же касается оплаты, то оплачивать лучше ваше фактическое потребление (имея на руках фото- и видеофиксацию), а не то, что вам выставили в счете. Как показала практика последних трех месяцев с «Сумыгазом», ждать, что ошибку исправят в следующем месяце, не стоит. Ведь, судя по опыту Е. Смирнова, «исправляют» газовые компании свои же ошибки уже совсем по другому тарифу, который более выгоден им, а не потребителю.

shans.com.ua

Джерело: Сумські дебати - debaty.sumy.ua

Інші новини:

Коментарі: