18.04.2014
Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический эксперт аналитической группы "Левиафан", специально для РБК-Украина
В последние дни в информационном пространстве Украины все чаще звучат заявления как некоторых политиков, так и отдельных экспертов о возможности и даже целесообразности отмены досрочных президентских выборов. Свою позицию сторонники отмены или отсрочки президентских выборов обычно аргументируют необходимостью стабилизировать ситуацию в Украине, прежде всего на Донбассе. Иначе говоря, они предлагают сначала восстановить конституционный порядок, а уже потом озаботиться проблемой избрания нового гаранта Конституции.
Однако, видимо, чувствуя слабость и уязвимость своей позиции, сторонники этой точки зрения предпочитают избегать прямого ответа на вопрос: каким образом отмена или отсрочка досрочных президентских выборов может помочь стабилизировать ситуацию в государстве и способствовать восстановлению конституционного строя? Вместо прямого ответа на этот вопрос звучат банальные фразы о необходимости стабилизации ситуации в государстве путем введения режима чрезвычайного положения, будто сам факт введения такого режима автоматически решит все имеющиеся в проблемы.
На самом же деле, вполне очевидно, что введение режима чрезвычайного положения никоим образом не будет способствовать урегулированию безусловно сложной социально-политической и криминогенной ситуации, которая сложилась в отдельных населенных пунктах Луганской и Донецкой областей. В конце концов, режим чрезвычайного положения - это не магическая формула друидов и не волшебный напиток мишек Гамми, который мгновенно заставит "зеленых человечков" раствориться в воздухе, освободит захваченные "сепаратисто-федералистами" административные здания, мотивирует правоохранительные органы активизировать борьбу с противоправной деятельностью "пророссийских активистов", сделает украинскую армию боеспособной и уничтожит коллаборационистов и предателей. Собственно как этого не сделали ни "последние предупреждения" и ультиматумы главнокомандующего, ни антитеррористическая операция, которую уже несколько дней проводят украинские силовики. К сожалению, единственное, что автоматически может сделать введение режима чрезвычайного положения - это сделать невозможным проведение выборов.
Следовательно, если мы хотим отменить проведение досрочных президентских выборов, тогда введение чрезвычайного положения может быть весьма эффективным. Если же мы хотим решить проблемы с "зелеными человечками" и "пророссийскими сепаратистами", тогда введение чрезвычайного положения ничего не добавит к уже имеющимся в нашем распоряжении ресурсам и инструментам.
То же самое касается и военного положения, попытки ввести который явно прослеживается в требованиях Юлии Тимошенко к международному сообществу официально признать факт войны Российской Федерации против Украины. Между тем, опять же стоит осознавать, что введение военного положения не сделает Вооруженные Силы Украины более боеспособными и не повысит их боевой дух и морально-волевые качества. Единственным положительным следствием может быть разве что гипотетическое признание мировым сообществом Российской Федерации стороной конфликта, который потенциально может позволить обойти право России на вето при принятии решения в отношении Украины в Совете безопасности ООН. Однако даже в этом случае не стоит особенно рассчитывать на то, что какие-то решения ООН смогут остановить российскую агрессию против Украины.
Следовательно, введение ни чрезвычайного, ни военного положения не решит проблем, с которыми столкнулась новая украинская власть, поэтому вводить военное или чрезвычайное положение, отказываясь от проведения досрочных президентских выборов, нет никакого смысла и практической целесообразности.
Как аргумент в пользу отсрочки президентских выборов до момента урегулирования ситуации на Донбассе также выражают тезис об объективной неспособности центральной власти обеспечить в нынешних условиях свободного волеизъявления граждан на всей территории Украины. Однако такое утверждение более чем сомнительное.
Во-первых, не стоит преувеличивать степень неконтролируемости ситуации в Донбассе. На самом деле, в большинстве населенных пунктов Луганской и Донецкой областей сохраняется довольно спокойная атмосфера, несмотря на попытки отдельных групп дестабилизировать ее. При таких условиях вполне возможно организовать нормальную работу избирательных комиссий и провести прозрачные, демократические выборы. Особенно если принять во внимание тот факт, что представителям центральной власти удавалось организовывать и провести сравнительно свободные и демократические выборы даже в Ираке и Афганистане, где социально-политическая ситуация была намного сложнее, чем сейчас в Украине. Главное - это наличие у центральной власти желание провести выборы.
Наконец, не стоит забывать, что согласно действующему Закону Украины "О выборах Президента Украины": "Признание выборов недействительными или невозможность установления результатов на отдельных избирательных участках не ставит результат выборов под сомнение в целом. В случае если голосование в пределах отдельных территориальных избирательных округов не состоялись, результаты голосования в день выборов Президента Украины устанавливаются по итогам голосования в других территориальных округах".
Таким образом, любые заявления о невозможности проведения досрочных президентских выборов из-за сложной социально-политической ситуации в отдельных населенных пунктах Луганской и Донецкой областей, на самом деле, являются ничем иным, как примитивными политическими спекуляциями, выгодными исключительно отдельным неуверенным в собственной победе участникам (участницам) президентской гонки.
Более того, надо четко осознавать, что отмена или отсрочка досрочных президентских выборов с последующими досрочными парламентскими выборами представляет серьезную угрозу украинской государственности, поскольку не только будет свидетельствовать о слабости новой украинской власти, но и затормозит преодоление недостатка легитимности и легальности этой власти, который образовался в результате революционного свержения преступного режима Януковича.
Кстати, надо понимать, что этот недостаток легальности и легитимности мешает новой власти, которая признается ведущими мировыми игроками преимущественно как временная и переходная, решать не только внутриполитические проблемы, но и получать столь необходимую сейчас финансовую поддержку со стороны МВФ, ЕС, США.
Учитывая высказанное выше, всем субъектам политического и избирательного процесса, а также представителям общественности необходимо приложить все усилия для того, чтобы досрочные президентские выборы состоялись в определенное время - 25 мая 2014 года и, отвечая необходимым демократическим стандартам, были свободными и прозрачными. Это должно стать важным шагом на пути выхода из нынешнего социально-политического и экономического кризиса.
Читайте также:
22.11.2024 ВСУ будут использовать переданные США противопехотные мины на фронте в Украине, - Пентагон
22.11.2024 Обстрел Сум: из-за российской атаки есть жертвы
22.11.2024 ВСУ имели успех под Угледаром, враг мог продвинуться возле Великой Новоселки: карты ISW
22.11.2024 Не только выборы. Почему в Польше критикуют Украину и как это отразится на поддержке Киева
22.11.2024 "Операции "Германия". Бундесвер готовит войска к потенциальной войне с РФ