СНГ: уйти нельзя остаться

29.05.2014

Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина

Глубокий кризис во взаимоотношениях с Россией заставляет украинские власти в очередной раз поставить под сомнение целесообразность дальнейшего членства страны в СНГ. Последний раз о возможности такого выхода официально говорили еще в далеком 2005 году. Впрочем, нынешний кризис украино-российских взаимоотношений на этот раз гораздо глубже, что делает более вероятным подобный исход.

О решении выхода Украины из СНГ на этой неделе заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий.

"На СНБО было принято решение не только прекратить председательство в СНГ, но и начать процесс выхода из СНГ", - заявил он. В Москве пока заявляют, что не располагают официальным подтверждением сообщений о намерении Украины выйти из Содружества, однако украинский МИД уже подтвердил - соответствующий законопроект направлен в Верховную Раду.

Российские чиновники и эксперты предрекают Украине новые проблемы в результате выхода из СНГ. В частности, по их словам, будет отменены все соглашения гуманитарного характера - от взаимного признания дипломов до схем начисления пенсий с советского трудового стажа. В экономической сфере Киеву грозят полной остановкой ряда позиций пищевого экспорта в связи с отменой действия ветеринарных сертификатов СНГ.

Вместе с тем единственный на нынешний день пример выхода из СНГ показал, что все эти проблемы можно легко избежать. После войны с Россией заявку на выход из СНГ подала Грузия, сохранив при этом действие экономических соглашений в рамках содружества. Учитывая, что правила СНГ предусматривают сложение членства лишь спустя год после подачи заявки, официально Грузия вышла из этой организации лишь в августе 2009 года. Этого времени было достаточно, чтобы перевести взаимоотношения со странами СНГ на двусторонний уровень. Более того - многие из документов, подписанных Грузией в рамках СНГ, все еще сохраняют свою силу. В частности, сохраняет действие и соглашение о создании режима свободной торговли с Украиной, подписанное еще в начале 1990-х годов.

Именно режим свободной торговли между странами эксперты называют ключевым экономическим документом, определяющим привлекательность Содружества. "При сохранении режима свободной торговли между странами СНГ, выход Украины из всех других соглашений будет безболезненным для экономики", - отмечает президент инвесткомпании DragonCapital Томаш Фиала.

Теоретически Украина может сохранить действие нынешнего соглашения о режиме свободной торговли даже в случае выхода из СНГ. В сентябре 2012 года вступило в силу новое многостороннее соглашение о либерализации торговли. В отличие от двусторонних договоров, подписанных в 1990-х годах, и которые любая из сторон имела право расторгнуть в одностороннем порядке, новое соглашение делает торговые отношения членов СНГ более стабильными. Теоретически, для отмены действия этого соглашения в отношении Украины России необходимо полностью отменить его действие, для чего необходим выход из него всех стран-участниц.

Однако на практике Россия вряд ли будет так скрупулезно придерживаться договоренностей.

"Соглашение о режиме свободной торговли теоретически защищает участников от необоснованного применения нетарифных барьеров в отношении их экспорта. Однако на практике никакой защиты от таких ограничений Украина не получила - Россия все активнее использует подобные инструменты. Поэтому если Россия поставит перед собой задачу исключить Украину из соглашения - она найдет возможность сделать это", - уверен советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Глеб Бялый.

Одна из возможностей для Москвы добиться этого - активное использование Приложения №6, включенного в текст соглашения лишь накануне подписания. Это приложение оставляет право за членами Таможенного союза повышать таможенные ставки в отношении других стран-участниц соглашения, в случае если эта стран создает режим свободной торговли с третьей стороной. Эта норма была изначально направлена против подписания соглашений ЗСТ Евросоюза с Украиной и Молдовой. Теперь, когда подписание Договора об ассоциации запланировано на 27 июня, Москва вскоре сможет воспользоваться этой нормой.

Аналогичные угрозы получает и Кишинев, который также намерен в июне подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. По словам заместителя министра экономического развития России Алексея Лихачева, сразу после этого подписания РФ повысит пошлины на целый ряд категорий молдавского экспорта, пояснив это необходимостью ограничить "серый" поток европейских товаров. Безусловно, что в случае массового повышения пошлин на ряд ключевых статей украинского экспорта до "уровня наименьшего благоприятствования" до максимальной ставки, допустимой условиями членства России в ВТО, Киеву не останется выбора, кроме как самому выйти из этого соглашения.

Переход на "режим наименьшего благоприятствования" существенно затруднит работу украинских экспортеров. При вступлении в ВТО Россия сохранила высокие пошлины на продукты питания, в первую очередь - молочной группы. В частности, пошлины на сыр составляют 15%, а поэтому переход на общую систему таможенных сборов существенно снизит конкурентоспособность украинской продукции.

Впрочем, по наиболее болезненным статьям украинского экспорта Россия била и прежде. "Если брать периоды отсутствия торговых конфликтов с Россией, то выход из соглашения о ЗСТ привел бы к значительному спаду нашего экспорта. Однако такие периоды были не так уж и часто - последний раз это было в конце 2011-в 2012 годах, когда Москва заставила наше правительство подписать соглашение о ЗСТ в выгодной для себя редакции. В последнее время торговые отношения между нашими странами настолько сложны, что негативный эффект от выхода из соглашения СНГ будет для Украины практически незаметным", - прогнозирует директор Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Олег Устенко.

Несмотря на риски, выход Украины из соглашений СНГ в среднесрочной перспективе может быть даже полезным. "Окончательное решение в отношении СНГ поставит точку в дискуссии относительно целесообразности евроинтеграции. При отсутствии альтернативы украинский бизнес станет более активным в модернизации своих производств и адаптации европейских стандартов", - уточняет Устенко.

Читайте также:

Комментарии: