Андрей Магера: "Нужно принимать новый закон о парламентских выборах исключительно по пропорциональной системе"

02.06.2014

РБК-Украина: Андрей, объясните, пожалуйста, почему удалось провести демократические и прозрачные президентские выборы и не удалось так же прозрачно провести местные выборы?

Андрей Магера: Во-первых, к президентским выборам было приковано внимание всего общества. Это была топ-новость в течение последних нескольких месяцев. Во-вторых, нормы закона "О выборах Президента Украины" на порядок более демократичны и прозрачны по сравнению с нормами закона "О местных выборах", который был принят в 2010 г. В 2010 г. закон "О местных выборах" принимался практически в кулуарном режиме, без общественного обсуждения. Тогда парламентское большинство продавило этот закон, несмотря на активные возражения парламентского меньшинства. Любые дальнейшие косметические изменения этого закона не способны изменить его системную патологическую суть. (В апреле 2014 г. парламент изменил закон о местных выборах, - ред.)

Если порядочные члены комиссий действуют по этому закону, то закон может применяться, несмотря на его недостатки. Как только в состав комиссий попадают не чистые на руку люди, этот закон на самом деле легитимизирует очень много нарушений, которых даже и не видно. К примеру, на выборах Президента или выборах народных депутатов Украины в ЦИК поступают протоколы как окружных, так и участковых избирательных комиссий. Вместе с тем, протоколы окружных комиссий должны содержать приложения к протоколам окружной комиссии, где в приложениях видны результаты по каждому участку. Суммарно эти результаты есть в самом протоколе ОИК.

Во время проведения местных выборов также применяется система из трех звеньев: участковые избирательные комиссии, территориальные, которые устанавливают итоги голосования, и территориальная, которая устанавливает результаты выборов. Для Киева участковая избирательная комиссия составляет протокол о подсчете голосов избирателей, считает бюллетени, передает это районной комиссии, территориальной, устанавливает итоги голосования. Районная комиссия составляет свой протокол, но действующий закон не требует собрания приложений к этому протоколу, где было бы видно голосование по всем без исключения участкам. Когда городская комиссия получает протокол районной комиссии об итогах голосования, она не видит результаты по участкам, а только обобщенную цифру по всему району в городе. Это серьезная проблема.

РБК-Украина: Не подавал ли ЦИК своих предложений, когда в апреле этого года менялся закон "О местных выборах"? Давал ли ЦИК свою оценку таким изменениям?

Андрей Магера: ЦИК не может иметь официальной позиции относительно того, принимать ли новый закон или не принимать. Были определенные мнения членов ЦИК, в том числе и моя позиция, что надо принимать совершенно новый закон и надо новыми демократическими процедурами предусмотреть все механизмы. Когда меня спрашивают, где самое слабое звено на местных выборах, в частности в Киеве, Одессе, Черкассах, я однозначно отвечаю, что слабым звеном является не участковые комиссии, не городские комиссии, а слабым звеном являются районные в городе комиссии, поскольку именно на этом этапе, как по мне, произошли наибольшие нарушения.

РБК-Украина: Можем ли мы утверждать, что местные выборы в этом году в подавляющем большинстве были сфальсифицированы?

Андрей Магера: Я бы не хотел делать такое голословное утверждение, тем более что любое мое утверждение должно быть подтверждено какой-то доказательной базой. Вместе с тем, несмотря на обвинения Киевской городской избирательной комиссии в том, что имели место в кавычках фальсификации, меня удивляет, что рядом с такими обвинениями на действия одной из районных комиссий в г. Киеве не поступили жалобы в городскую комиссию и в суд от субъектов избирательного процесса. У меня возникает вопрос: к этим выборам кто-то готовился или нет? Это вопрос к штабам, к кандидатам.

Попытка обвинить ЦИК в надлежащем или ненадлежащем проведении выборов в г. Киеве или в какой-либо местности Украины вызывает с моей стороны лишь недоумение. Все прекрасно помнят, что организацию местных выборов осуществляют соответствующие территориальные комиссии. ЦИК физически не в состоянии обеспечить организацию выборов 12 тысяч территориальных общин, не говоря уже об области и районы.

РБК-Украина: Ранее Вы сказали о том, что невозможно на городских выборах делать подсчет голосов. В то же время Петр Порошенко попросил пересчитать голоса на местных выборах в городе Киеве.

Андрей Магера: Моя позиция заключается в том, что повторный подсчет голосов не может осуществить ЦИК. Потому что ЦИК в определенных случаях может выполнять функции территориальной избирательной комиссии, которая устанавливает результаты выборов. Однако ЦИК никаким законом не наделен полномочиями осуществлять повторный подсчет голосов избирателей на участках. Согласно закону "О местных выборах", это функция районных избирательных комиссий в Киеве, если мы говорим о Киеве. Поэтому я думаю, что при наличии жалоб, которые поступят в Киевский горизбирком, он имеет все полномочия для того, чтобы обязать районные комиссии в Киеве провести повторный подсчет голосов избирателей на участках.

Возвращаюсь к закону "О местных выборах". Согласно этому закону, ЦИК не получает информацию ни о количестве зарегистрированных кандидатов, ни о фамилиях зарегистрированных кандидатов, ни о состоянии и открытии счетов избирательных фондов, ни о внесении денежного залога кандидатами, ни относительно установления итогов голосования. ЦИК получает лишь результаты местных выборов.

Согласно закону, ЦИК вправе рассматривать жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий, которые устанавливают результаты выборов, а лишь на бездействие территориальных избирательных комиссий и то только относительно установления результатов выборов. Не на всякую бездеятельность территориальных комиссий подобные жалобы рассматривает ЦИК. Кто же рассматривает эти жалобы? Только суд вправе рассматривать жалобы на какие-либо решения, действия, бездействие избирательных комиссий на местных выборах. Также любые жалобы по местным выборам вправе рассмотреть территориальная избирательная комиссия, которая устанавливает результаты выборов, в Киеве - это Киевская городская избирательная комиссия, это ее компетенция.

РБК-Украина: Давайте поговорим также о тех выборах, которые еще будут? Я имею в виду выборы народных депутатов Украины, которые планируют провести осенью. Насколько я понимаю, в сложившейся ситуации необходимо принимать новый закон "О выборах народных депутатов".

Андрей Магера: Здесь я не могу выразить позицию ЦИК, а скорее свою собственную позицию. Я хочу подчеркнуть, что закон №2222, которым вносились изменения в Конституцию 8 декабря 2014 г., так называемая конституционная реформа, предусматривала в переходных положениях, что лишь следующие очередные выборы проходят по пропорциональной избирательной системе. То есть вопрос проведения выборов после 2006 г. действующая Конституция Украины не регулирует. Более того, Конституция определяет, в частности, в двух статьях 77 и 92, что вопрос организации и проведения выборов народных депутатов должен определяться исключительно законом. На сегодняшний день таким законом является тот закон, который предусматривает пропорционально-мажоритарную избирательную систему и пока другого закона Верховная Рада не приняла.

Если по этому закону проводить досрочные парламентские выборы, то мы все должны понимать, что в АР Крым десять депутатов не будут избраны, что в городе Севастополе два депутата не будут избраны и будет стоять серьезный вопрос, смогут ли быть избранными большинство депутатов в Донецкой или Луганской областях. Если мы таким образом идем на избрание парламента в неполном составе, то возникает вопрос, - логично ли, правильно ли это?

Поэтому, на мой взгляд, необходимо принимать новый закон "О выборах народных депутатов", согласно которому проводить выборы исключительно по пропорциональной избирательной системе. Какая это будет пропорциональная система - та, которая была закрытого типа, когда весь список депутатов, выдвигается партией и он не может быть изменен, или это будут открытые списки, в том числе региональные списки, когда избиратель может избирать не только партию, но и предоставлять преференцию отдельно взятому кандидату от этой партии, - это вопрос исключительно к Верховной Рады.

Моя позиция такова, что надо принимать закон о выборах на исключительно пропорциональной системе по двум причинам. Первая причина - это оккупированные территории Крым и Севастополь, это территории, где трудно проводить выборы: Донецкая и Луганская области. Вторая причина - это то, что мы вернулись в редакцию Конституции 2004 г., где есть необходимость формирования коалиции в Верховной Раде для дальнейшего формирования Кабинета министров и в данном случае, с каким бы уважением я не относился к депутатам, избранным в мажоритарных округах, мы должны понимать, что в парламенте должна быть структуризация. Не может быть 450 отдельных игроков или 225. Это должны быть депутаты, структурированные в парламенте в большинство и оппозицию, а не собранные по одному, чтобы образовать коалицию.

Что же касается времени проведения досрочных парламентских выборов, то надо отметить, что председатель Верховной Рады, исполняющий обязанности Президента, согласно Конституции, не может назначить внеочередные выборы народных депутатов.

РБК-Украина: Но после 7 июня такое право появится у нового Президента Украины.

Андрей Магера: Внеочередные парламентские выборы могут быть назначены только по одному из трех оснований, определенных статьей 90 Конституции Украины. Если такое основание будет, то, безусловно, Президент получает право, но не обязанность назначить внеочередные парламентские выборы.

РБК-Украина: Давайте поговорим также и о самом ЦИК. Насколько я помню, в начале июня истекает срок полномочий большинства членов ЦИК. Когда ждать нового состава комиссии?

Андрей Магера: Это право появилось у председателя Верховной Рады, исполняющего обязанности Президента после 1 июня. Он это может сделать в любое время. После инаугурации это право получит только Президент Украины.

РБК-Украина: Велись ли уже разговоры относительно того, кого будут назначать до нового состава ЦИК?

Андрей Магера: Таких разговоров не было. Со мной точно.

РБК-Украина: У скольких членов ЦИКа истекает срок полномочий и должен быть избран новый председатель комиссии?

Андрей Магера: У 12 из 15 членов ЦИК 1 июня истек семилетний срок с момента назначения. Остаются только Екатерина Березюк, Олег Диденко и Александр Осадчук, который был назначен, если я не ошибаюсь, в 2009 г. Закон не запрещает повторного назначения членов ЦИКа. Я назначался на эту должность уже трижды.

Председатель ЦИК избирается членами ЦИКа на своем заседании. Если прекращаются полномочия члена ЦИКа, одновременно прекращаются полномочия председателя ЦИКа. Соответственно, когда будет избран новый состав ЦИКа, то снова будут выбирать нового председателя ЦИКа, новых двух его заместителей, нового секретаря ЦИКа.

РБК-Украина: Обязательно ли глава государства после 1 июня должен менять состав ЦИКа?

Андрей Магера: Глава государства должен внести представление в Верховную Раду относительно увольнения всех 12 членов ЦИКа в связи с истечением срока полномочий и о назначении 12 человек членами ЦИКа. Это могут быть те же лица, это может быть часть тех же лиц или это могут быть совершенно новые лица. Согласно закону, члены ЦИК продолжают выполнять свои обязанности до тех пор, пока Верховная Рада Украины не примет решение об их увольнении.

РБК-Украина: Есть ли у Вас желание возглавить ЦИК?

Андрей Магера: Я на эту тему не думал. В любом случае, мне было бы интересно продолжить работу в ЦИКе, а должность - это совершенно не существенно.

Беседовала Татьяна Шпайхер

Читайте также:

Комментарии: