Кому на самом деле нужна налоговая амнистия в Украине

01.07.2014

Ульянова Наталья,директор департамента международного налогового планирования ЮФ «Ай Си Эф»,специально для РБК-Украина

Первый шаг для введения в Украине налогового компромисса был сделан 19 июня, когда Верховная Рада приняла соответствующие изменения в Налоговый кодекс (НК), которые нацелены на особенности уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и НДС. Собственно, какая именно амнистия ждет налогоплательщиков после принятия документа во втором чтении и в целом можно определить по основным нормам, которые уже сейчас прописаны в законопроекте.

Поправки в НК, в частности, предусматривают, что предприниматель должен будет уплатить соответствующую сумму в течение 60 дней. Компромисс будет распространяться на обязательства по налогу на прибыль и НДС, возникшие до 1 января 2014 г. Сумма же заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий или НДС уплачивается в размере 15%. При этом, 85% такой суммы считаются погашенными, штрафные санкции не применяются и пеня не начисляется.

Разработчики акцентируют внимание на том, что для применения налоговой амнистии центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, устанавливает форму уточняющего расчета налога на прибыль предприятий и НДС. Если же бизнес захочет поспорить с фискальным органом и подаст уточняющий расчет, контролирующий орган вправе провести встречную проверку в порядке, определенном действующим НК.

Идея подобной налоговой амнистии для Украины не в новинку. С инициативой введения налоговой амнистии выступало и предыдущее правительство. Речь шла о предложении Миндоходов ввести "нулевую декларацию", где была бы отображена информация обо всем имуществе и деньгах. По этим статьям плательщика обязали бы отдать государству 1% от их общей стоимости, или суммы.

Тогда же была озвучена позиция МВФ, которая заключалась в следующем: приоритет должен был быть отдан стабильной системе налогообложения с более низкими налоговыми ставками, применяемыми, однако, к более широкой базе и ко всем налогоплательщикам в одинаковой мере. Как отреагируют представители МВФ на изменения в налоговом законодательстве теперь - не ясно. Миссия наблюдателей Фонда начала работу в Киеве 24 июня. Эксперты пробудут в Украине две недели для проверки выполнения условий необходимых для предоставления нам второго транша финансовой помощи. Основным условием для второго транша было проведение аудита НАК "Нафтогаза Украины" и стресс-тест банковской системы, а также разработка антикоррупционной программы.

Возвращаясь к налоговой амнистии, следует отметить, что в правительстве уверены в целесообразности ее проведения. Так, премьер-министр Арсений Яценюк говорил, что изменения в НК позволят бизнесу вздохнуть с облегчением и пообещал, что плательщики, заплатившие 15% долга за нарушения, не будут преследоваться налоговыми органами. При этом, глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус отметил, что правительство идет на этот шаг только на условиях взаимного доверия с бизнесом. Впрочем, степень доверия будет определяться по результатам документальной проверки, о которой уже известно. В то же время критерии, с помощью которых налоговые органы решают, проверять предприятие, или нет, в законопроекте не отображены. Основания для проверки определят в соответствующем налоговом органе. Перспективность новшества

В Украине механизм данной инициативы может не найти поддержки у бизнеса, да, и, собственно не оправдать возложенных на нее надежд государства из-за нескольких факторов.

Во-первых, по истечении отведенных календарных дней после подачи уточненного расчета уже не смогут провести доначисление.

Во-вторых, даже если сам бизнес захочет воспользоваться такой ситуацией и желающих погасить долги будет предостаточно, существуют определенные особенности. Вроде как процедура проста: в уже поданном в налоговую отчете предприятие указывает заниженную сумму долга. Очередь же до предприятия и проверки отчета контролирующим органом не доходит, и все - долг списан. Но, с другой стороны, проводить ли проверку этой суммы - решают в соответствующем органе. Соответственно, можем ли мы говорить о борьбе с коррупцией, и как это будет происходить на практике?

Есть еще несколько недоработок в процессе предоставления права на налоговую амнистию. Речь идет о том, что в документе не прописан механизм не привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Неясным остается то, в каких случаях, после добровольного уточнения предприятием налоговых обязательств в порядке налогового компромисса, не будет инициировано возбуждение уголовного дела.

Следующая несовершенная норма такого налогового компромисса - уведомления от Миндоходов о том, какая сумма является 15% от долга перед государством. Их предприятие может получить по почте. Во всяком случае, законопроект этого не исключает.

Начало деоффшоризации?

Можно ли говорить о том, что в нынешней ситуации проведение налоговой амнистии может стать стартом к возвращению в Украину капиталов? Думаю, нет. Хотя правительство усиленно над этим работает.

После изменений в НК в части трансфертного ценообразования, Миндоходов продолжило работу над возвращением капиталов в Украину, присоединившись к конвенции о взаимной административной помощи для обмена налоговой информацией с рядом государств. Проблема только в том, что эти государства почти не отвечают на запросы украинского ведомства. Тем временем, именно из-за уверенности в безопасности нахождения капитала в более ответственной стране, предприниматели продолжают открывать бизнес в странах с лояльным налоговым законодательством.

Несмотря на то, что опыт развитых государств говорит о том, что сама по себе идея налоговой амнистии неплоха, в Украине такая норма, вероятней всего, преждевременна. Все попытки убедить бизнес в необходимости работать открыто до сих пор не заканчивались успехом. Уровень налоговой культуры наших граждан все еще низкий, в силу отсутствия доверия к государству и судебной системе, так что ставку на ажиотаж вокруг налогового компромисса в бизнес-среде делать не стоит.

Парадокс: бизнес, даже при желании платить налоги на родине, делает это все же там, где к нему относятся как к плательщику, а не как к мешку с деньгами. Грамотное налоговое планирование, правильное ведение документооборота и своевременная уплата налогов иностранному государству дает резиденту возможность даже не смотреть в сторону налоговых послаблений в Украине.

Есть с кого брать пример

Прогрессивные и развитые страны также в свое время прибегали и продолжают пользоваться таким инструментом, как налоговая амнистия. Впрочем, прежде чем оглядываться на эти примеры, стоит задуматься - в некоторых странах проведение налогового компромисса также не увенчалось успехом.

Так, к примеру, в Грузии этот инструмент не нашел поддержки у граждан и бизнеса - грузинское правительство зафиксировано всего до десяти случаев подачи деклараций. Естественно, Тбилиси рассчитывал на другой результат. Проблема та же, что и в Украине - недоверие плательщиков к исполнительным органам, особенно фискальным и, соответственно, боязнь потерять "нажитое непосильным трудом".

В то же время, в странах Европы налоговые амнистии были весьма успешными. Так, положительный опыт есть у Великобритании, Ирландии и Италии. Эксперты называют списание долгов по-итальянски самым результативным. После объявления там амнистии плательщики задекларировали около 95 млрд евро. Другие страны также отличились неплохими показателями в наполнении бюджета за счет этого налогового инструмента.

Читайте также:

Комментарии: