Россия оспорит решения Третейского суда по ЮКОСу в судах Нидерландов, - Минфин РФ

28.07.2014

Российская Федерация будет оспаривать решения Третейского суда по ЮКОСу в судах Нидерландов, говорится в заявлении Минфина РФ.

Сегодня Постоянная палата Третейского суда в Гааге опубликовала окончательные решения, вынесенные в рамках трех взаимосвязанных третейских разбирательств, инициированных бывшими мажоритарными акционерами ОАО "НК "ЮКОС". Решения вынесены на основании договора к Энергетической хартии.

"Выводы Третейского суда вступают в прямое противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека. Европейский суд по правам человека дважды заключил, что ЮКОС совершил масштабное уклонение от уплаты налогов, что руководство ЮКОСа знало об имевших место нарушениях, что доначисление практически всех налогов ЮКОСу было законным и правомерным, что ЮКОС не был подвергнут дискриминации, а также, что действия российских государственных органов не носили политический характер", - отмечает Минфин.

В ведомстве также обратили внимание и на другие серьезные изъяны в решениях Третейского суда. В их числе: однобокое исследование и однобокое применение доказательств; совершенно недопустимый пересмотр сложных решений судов РФ, осуществленный Третейским судом таким образом, как если бы Третейский суд являлся дополнительной инстанцией для обжалования актов российских судов; умозрительные и не подтвержденные доказательствами предположения Третейского суда о причинах действий государственных органов РФ, а также использование Третейским судом таких предположений для обоснования своих выводов, которые не подтверждаются фактами; отрицание Третейским судом обоснованности доначисления ОАО "НК "ЮКОС" налога на прибыль из-за того, что Третейский суд фактически отверг множество актов судов Российской Федерации, включая решения Высшего Арбитражного суда, которые были вынесены за много лет до возникновения данного спора; отказ Третейского суда надлежащим образом учесть признанный им самим факт, что несколько подставных торговых компаний ОАО "НК "ЮКОС" использовали аналогичную схему уклонения от уплаты налогов и в последствии были несколько раз реорганизованы и перерегистрированы в местах, на тысячи миль удаленных от их первоначального местонахождения, в попытке избежать выявления нарушений и привлечения к ответственности российскими государственными органами; неспособность Третейского суда прийти к очевидным выводам о том, что руководство ЮКОСа знало о допускаемых нарушениях налогового законодательства и признавало, что используемая торговыми компаниями ЮКОСа схема уклонения от уплаты налогов, в случае ее раскрытия, привела бы к "существенным" финансовым последствиям для самого ЮКОСа; руководство ЮКОСа также понимало, что совершает действия по уклонению от уплаты налогов и что доход его торговых компаний, с которого не были уплачены налоги, будет рассматриваться как доход самого ЮКОСа; отрицание Третейским судом обоснованности доначисления ОАО "НК "ЮКОС" налога на добавленную стоимость на основании представлений Третейского суда о том, каким должно быть российское налоговое законодательство, а не на основании действительных требований налогового законодательства Российской Федерации при том, что наличие таких требований признано самим Третейским судом.

В России также обратили внимание на отказ Третейского суда передать определенные спорные вопросы на рассмотрение компетентных органов Великобритании, Кипра и Российской Федерации, несмотря на требование, содержащееся в договоре к Энергетической хартии, о передаче на рассмотрение таких органов вопроса о том, является ли налог экспроприацией; бессмысленную и крайне умозрительную попытку дать гипотетическую оценку стоимости ЮКОСу спустя почти десять лет после якобы имевшей место экспроприации.

Фундаментальное значение имеет то обстоятельство, что Третейский суд не обладал юрисдикцией для рассмотрения поставленных перед ним вопросов. Россия не ратифицировала договор к Энергетической хартии. В соответствии с п.1 ст.45 договора Россия не применяла временно любое положение договора в той степени, в которой временное применение такого положения противоречило Конституции, законам и нормативным актам РФ, указывает Минфин.

Кроме того, РФ ни в одном из своих более чем пятидесяти международных соглашений о защите капиталовложений не давала согласия на третейское разбирательство споров с инвесторами до ратификации такого международного соглашения, поскольку это противоречило бы российскому законодательству, напоминает министерство.

Наконец, вызывает недоумение беспрецедентный размер убытков, присужденных решениями Третейского суда, которые вынесены на основании нератифицированного Российской Федерацией международного договора и которые, к тому же, вступают в прямое противоречие с ранее принятыми решениями Европейского суда по правам человека, подчеркнули в Минфине РФ.

"Все эти обстоятельства подтверждают, что Третейский суд оказался неспособным подойти к данному спору с рассудительностью, которая требуется от судей в таких ситуациях. Вместо объективного, беспристрастного рассмотрения дела состав Третейского суда подчинил свои действия конъюнктурным соображениям и в итоге принял политически ангажированные решения", - отметили в Минфине.

"Такой подход подрывает авторитет Третейского суда и договора к Энергетической хартии, механизм применения которых приобретает все более политизированный характер и, как в данном случае, становится объектом злоупотребления со стороны внутренних инвесторов, уклоняющихся от уплаты налогов. По этой причине, а также по причине наличия в решениях Третейского суда существенных изъянов, Российская Федерация будет оспаривать решения Третейского суда в судах Нидерландов и ожидает достичь там справедливого результата", - резюмировали в Минфине.

Читайте также:

Комментарии: