Новая "скорая помощь" опасна для здоровья

19.09.2014

Максим Шпаченко, Владислава Козак, "Агентство журналистских исследований", специально для РБК-Украина

На самой масштабной за всю историю Украины закупке "скорых" успели пропиариться сразу 2 министра здравоохранения: Раиса Богатырева, при которой были закуплены машины, и Олег Мусий, под руководством которого автомобили были приняты.

Принадлежность министров к враждующим политическим лагерям не помешала чиновникам ввести в эксплуатацию автомобили, представляющие угрозу для жизни врачей и пациентов.

На протяжении всей закупки чиновники из Минздрава утверждали, что все закупаемые автомобили наилучшего качества, сделаны согласно существующим стандартам, а установленное оборудование - от известных европейских производителей. Однако, как выяснилось, к качеству автомобилей у врачей появился ряд вопросов.

Во всех автомобилях НПО "Практика" установлены незарегистрированные устройства для нагрева растворов для вливания до температуры (37±2)°С. В списке оборудования, установленного на новых автомобилях экстренной медицинской помощи у НПО "Практика" в графе "Название оборудования" значится следующее "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи".

Сразу отметим, что все, что используется для инвазивных методов (предполагающие проникновение в тело пациента) должно иметь не только сертификат качества, но и свидетельство о государственной регистрации Минздрава. ОО "Агентство журналистских исследований" (АЖИ) обратилось в Государственную службу лекарственных средств Украины (проводит госрегистрацию лекарственных препаратов и изделий медназначения) с просьбой подтвердить, что устройство для нагрева растворов с названием "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи" производства НПО "Практика" имеет свидетельство о госрегистрации.

Несмотря на то, что Гослекслужба ранее самостоятельно отвечала на все запросы АЖИ (в том числе аналогичные), именно по этому письму оно обратилось в ГП "Политехмед" (это государственное предприятие подтверждает соответствие автомобилей действующему законодательству и стандартам). Приводим выдержку из ответа за подписью директора предприятия Ростислава Картавцева:

"В соответствии с требованиями ДСТУ 7032:2009 салон автомобилей скорой медицинской помощи (дальше АСМП) должен быть оснащен специальным медицинским оборудованием, в том числе отдельное оборудование может быть непосредственно встроено в медицинском салоне при переоборудовании базового автомобиля. В АСМП типа В и типа С производства НПО "Практика", которые разработаны на базе Peugeot Вoxer, но должным образом зарегистрированы, применено устройство для нагрева растворов до температуры (37±2)°С, которое входит в состав переоборудования АСМП, то есть оно жестко закреплено на специальном месте медицинского салона и является его неотъемлемой частью. Назначение устройства, его технические характеристики и использование полностью изложены в руководстве по эксплуатации АСМП. Отдельного свидетельства о государственной регистрации относительно вышеупомянутого устройства не требуется".

Удивляет не столько ответ, сколько то, а почему руководство НПО "Практика" решило установить только нагреватели для растворов "кустарного производства", спрятавши это под процедуру переоборудования. Ведь почти все оборудование в автомобиле "скорой" имеет жесткое крепление, а, значит, исходя из логики руководства ГП "Политехмед", не нуждается в госрегистрации! Дефибрилляторы, носилки, мониторы, электрокардиографы - все это можно было назвать "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи" и вместо дорогих позиций поставить даже несертифицированное оборудование из стран третьего мира. Очевидно, что такая комплектация вызвала бы скандал, а вот устройства для нагрева растворов в количестве 1159 штук должны были пройти незаметно.

Другие производители не решились на схему НПО "Практика". У ООО "Сити транспорт групп" было заявлено устройство для нагрева производства ООО "Днепропетровский автобусный завод", у ООО "Автоспецпром" - Bicaksilar Tibbi Cihazlar Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция), у ООО "Глобал Автогрупп" - ООО "ТахатАкси" (Беларусь). И только НПО "Практика", которое выиграло больше всего лотов, решило заработать на оборудовании, не имеющем свидетельства о госрегистрации в Минздраве.

Система вливания, которая дает возможность использовать жидкость, подогретую до температуры крови (37±2)°С, обязательна в автомобилях В и С класса согласно ДСТУ 7032:2009 Украины. Доцент кафедры анестезиологии и интенсивной терапии Сергей Дубров рассказывает, что использование некачественного устройства для нагрева жидкостей может привести к самым катастрофическим последствиям. "Важно чтобы раствор имел температуру (37±2)°С. Если ввести не той температуры раствор, у пациента могут усугубиться спазмы сосудов или шоковое состояние. Может случиться периферическая циркуляция крови и, как результат, рефлекторная остановка сердца", - говорит Сергей Дубров.

Устройство для нагрева используется в случаях, когда у человека пониженная температура тела и для того, чтобы бороться с гипотермией (переохлаждение), которая может стать причиной остановки сердца. Подогретая жидкость дает возможность более качественно оказать медпомощь. Самостоятельной терапевтической роли раствор не несет, только в комплексе с лечением. Раствор должен иметь нужную температуру при входе в саму вену, ведь протекая по тонкой трубке, он может охлаждаться.

"Если влить раствор холодным, то пациент будет охлаждаться. Если у человека переохлаждение и ему вдобавок влить холодную жидкость, то эффекта от реанимации вообще не будет. Если же это травма или потеря крови и охладить больного раствором, то возможен механизм развития осложнений в позднем периоде. Результат дальнейшей операции и лечения будет от этого зависеть. Вливание очень горячего раствора будет причиной свертывания крови, что влечет за собой образование тромбов и летальный исход", - рассказывает глава правления ОО "Всеукраинский совет реанимации и экстренной медицинской помощи" Виталий Крылюк.

К слову, стационарные кислородные баллоны у НПО "Практика" тоже собственного производства под названием "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи". Однако, согласно действующим нормативно-правовым актам, госрегистрация обязательна не для кислородных баллонов, а для медицинского кислорода. И это после того, как опасность баллонов была продемонстрирована на всю страну 18 января 2010 года, когда в больнице № 7 г. Луганска взрыв кислородного баллона забрал жизни 16 человек. Чиновники Гослекслужбы обязывают производителей проводить госрегистрацию самих автомобилей, как медицинских изделий (коррупционный механизм для блокирования нежелательных производителей), но на особо важные изделия и оборудование даже не обращают внимание.

Но и это еще не полный список угроз пациентам "скорых", которые по странным причинам прошли только с положительными отзывами у руководства Минздрава и ГП "Политехмед". В 103 автомобилях производства ИП "АИС-Столица" установлены тумбочки, которые можно назвать тумбочками "смерти". Слева от изголовья пациента находится тумбочка, в которую члены бригады могут складывать вещи, приборы, расходные материалы, лестничные шины. Главной особенностью этих тумбочек является то, что у них нет замка или крепления, а это означает, что в случае ДТП, если машина упадет на бок или перевернется, все содержимое тумбочки полетит в голову пациенту и в медперсонал.

"При резком торможении или ДТП предметы, которые не закреплены, могут серьезно травмировать пассажиров. Предмет, который по инерции падает с большой скоростью, может нанести черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга или даже перелом кости. По сути, не закрепленные предметы в салоне автомобиля при ДТП превращаются в снаряд, который может не только травмировать, но и убить пассажиров. А для пациентов риск еще выше, ведь они могут находиться в бессознательном состоянии", - рассказывает врач неотложных состояний Руслан Солтисюк.

Остаются проблемой и нашумевшие сидения в автомобилях НПО "Практика". Согласно ДСТУ ни к чему не подкопаешься. Однако принцип размещения этих сидений не подлежит логике. Боковые сидения в раскрытом положении расположены вплотную к носилкам. Таким образом, врач сможет сидеть повернутым только по ходу движения, а не к пациенту. Или же максимально раскидывать ноги по ширине, что во время движения автомобиля несет риски. Врачи и медработники уверяют, что даже во время движения им необходим полный контроль над пациентом. При возможном ДТП такое положение ног может быть особо травмоопасным для медперсонала.Впрочем, ни одно из предложенных сидений у победителей тендера не обеспечивает все потребности фельдшера или врача при работе с пациентом. К примеру, если фельдшеру нужно проводить манипуляции с ногами пациента, то ему нужно встать с сидения, ведь оно вмонтировано в пол. В некоторых европейских странах в машинах "скорой" с помощью специального рычага сидение можно продольно перемещать по всему салону вдоль стенки от головы к ногам, не теряя время и, оставаясь в удобном положении.

Все эти факты указывают на то, что нынешний ДСТУ не идеален, а надеяться на сознательность производителей и вовсе не стоит. И это при том, что Минздрав, проводя закупку "скорых" одним тендером, отдает производителям сверхприбыли, лишая себя возможности сэкономить государственные деньги.

Создание автомобиля экстренной медицинской помощи состоит из трех этапов. Первый - это закупка шасси, второй - закупка нужного оборудования, третий - установка оборудования и переоборудование шасси под "скорую". И вместо того, чтобы самостоятельно определять шасси, оборудование и стоимость переоборудования, Минздрав делегирует свои права на проведение госзакупок предпринимателям, не способным создать безопасный автомобиль.

Такая схема ведет не только к потере качества автомобилей и угрозе для жизни пациентов, но и к серьезным финансовым потерям. Попытаемся посчитать потери государства на закупке автомобилей "скорой".

Известно, что стоимость автомобиля В-класса на момент проведения тендера составляла около 650 тыс. грн. После смены власти в стране, представители дилера Peugeot в Киеве "Види Авеню" заявили о том, что на них оказывалось давление руководства Министерства доходов и сборов и они были вынуждены убрать наценку на свои автомобили. НПО "Практика" дилер продал Peugeot Boxer по цене 205 400 грн. за 1 единицу. Предположим, что используя прозрачные схемы и самостоятельно проводя закупки, государство не использовало бы такие драконовские методы и цена за 1 машину составила бы 215 000 грн.

Нам известна еще одна фиксированная цифра, из которой состоит конечная стоимость автомобиля. Еще в сентябре 2013 года на презентации автомобилей в Минздраве, производители озвучивали свои производственные мощности и стоимость переоборудования автомобиля. "Види Автогруп" заявляло около 160 тыс. грн. за переоборудование автомобиля в В-класс, ООО "Автоспецпром" - около 180 тыс. грн., НПО "Практика" - не менее 250 тыс. грн. Если бы Минздрав отдельно проводил бы тендер на переоборудование автомобилей, то он бы выбрал компанию с самой лучшей ценой. Возьмем, среднюю цену, которую предлагает ООО "Автоспецпром" - 180 тыс. грн.

Теперь стоимость оборудования. Один из самых сложных и непрозрачных этапов создания "скорой". Дело в том, что на таких огромных объемах, поставщики оборудования не только дерутся между собой за лакомый кусок бюджетных денег, но и дают скидки, которые могут превышать 50% от прайсовой стоимости. Нам известно, что у всех производителей оборудование примерно одного класса, поэтому возьмем цифру того производителя, который потратил меньше всех. "Види Автогруп" потратил бы на закупку оборудования около 275 тыс. грн., ООО "Автоспецпром" - 255 тыс. грн., а НПО "Практика" - около 195 тыс. грн.

Суммируем работы и получаем стоимость одного автомобиля В-класса в размере 590 тыс. грн. Таким образом, по самым минимальным расчетам, Минздрав переплачивал (а правильнее сказать бездумно тратил бюджетные средства) 10%.

Тем не менее, от порочной практики неэффективного использования государственных средств в Минздраве отходить не собираются. Источники говорят, что если тендер на закупку новых автомобилей "скорой" и будет проводиться в следующем году, то только по старой схеме, где один производитель, набивая карманы сверхприбылью, сможет поставить государству сотни автомобилей скорой помощи опасных для жизни пациентов и врачей. Но это давно никого не тревожит. Ведь пока существует дефицит машин, бригады рады любым поступлениям. А темпы обновления автопарка "скорых" такие, что станции скорой помощи будут всегда жить в таком дефиците, надеясь, что в следующем году можно будет поменять хоть несколько машин.

Справка: После того как все "скорые" отправили по областям, количество автомобилей возрастом до 5 лет составляет около 2700 единиц. До масштабной закупки количество санитарных автомобилей составляло 3389 единиц транспорта, из которых 761 - нуждалась в капитальном ремонте. Еще 769 машин должны были быть списаны. Таким образом, обеспеченность Украины автомобилями скорой помощи составляет около 60%, при этом дефицит автомобилей составляет 1861 единицу санитарного транспорта.

Читайте также:

Комментарии: