10.10.2014
Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина
Во время предвыборной кампании 2002 года произошел весьма показательный и печальный случай, который к несчастью "выпал" из оперативной памяти как украинской власти, так и общества. Один из ведущих в то время провластных политологов анализировал факторы, которые, по его мнению, могли определить исход предстоящих выборов. Среди решающих факторов эксперт назвал и админресурс, и позицию олигархов, и давление международного сообщества, и даже чуть ли не климатические условия в день голосования. Но самое интересное было другое - среди факторов, которые могут сыграть решающее значение в выборах, отсутствовал украинский народ.
С тех пор мало что изменилось. По сути, украинский народ не рассматривается отечественными политиками как субъект политического процесса. Даже драматические события двух Майданов не помогли "державным мужам" протрезветь и перестать относиться к народу исключительно как к объекту политических манипуляций и взыскивания.
А между тем, высоколетающим "вершителям судеб отечества" стоило бы обратиться к принципам системного подхода, который, в отличие от "творческих интуиций" украинских политиков и экспертов, благодаря математическим расчетам дает достаточно точные результаты даже в такой слабопрогнозируемой сфере, как сфера социально-политических отношений.
Так вот, с точки зрения системного подхода, в самом общем виде, любое общество является открытой системой, которая постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой, стремясь достичь состояния динамического равновесия. Соответственно, грубо говоря, власть и народ являются подсистемами системы более высшего порядка - общества. Для эффективного функционирования власть и народ должны взаимодействовать - обмениваться информацией и энергией. Более того, чем эффективнее происходит взаимообмен между властью и народом, тем эффективнее функционирует общество. Именно для обеспечения такого эффективного взаимодействия и создаются всевозможные институты и сети, пронизывающие подобно нервам общественный организм.
В этом плане, украинское общество напоминает паралитика, мозг которого не способен ни посылать адекватные сигналы в конечности, ни получать и реагировать на сигналы конечностей. Нет ничего странного в том, что функционировать такой организм может только будучи подключенным к внешним системам жизнеобеспечения и только в инвалидном кресле.
Странно другое - почему представители новой "демократической проевропейской" власти, едва взобравшись на вершину социальной иерархии, поспешили усесться в инвалидное кресло. Такое чувство, что социально-политическим идеалом любого главы украинского государства является голова профессора Доуэля, которая прекрасно и комфортно себя чувствует в физрастворе собственных иллюзий.
Назначение бывшего медиа-магната Бориса Ложкина главой Администрации Президента Украины стало оптимистическим сигналом, который многие поспешили интерпретировать, как стремление Петра Порошенко отказаться от навязчивой идеи всех предыдущих "гарантов Конституции" и вместо бессмысленных попыток превратить свою канцелярию в отдельную ветвь власти наконец-то сосредоточиться на налаживании эффективной коммуникации с обществом.
К сожалению, надежды не оправдались. Власть принципиально не готова говорить с народом, и тем более не готова слушать и слышать народ.
Неужели политические аутисты не понимают, что фактически машут красной тряпкой перед разъяренным быком, когда назначают на высокие государственные должности сына Виталия Яремы и певца Фортадо; выдвигают кандидатами в народные депутаты сынков Петра Порошенко и Владимира Литвина; включают в предвыборные списки всех мыслимых и немыслимых негодяев, родственников и родственников негодяев? Невольно возникает чувство, что для "новой власти" намного важнее слышать овации в Конгрессе США, чем прислушиваться к недовольному ропоту собственного народа.
А между тем, ропот становится все громче. Но власть упрямо не желает общаться с народом. Не желает и не считает нужным объяснять людям логику своих действий и решений. Даже тогда, когда эти решения, на самом деле, являются логичными и верными, как, например, в случае с принятием закона "Об особом статусе отдельных территорий Донецкой и Луганской областей". Аналогичная ситуация с отсрочкой введения в действие экономической части соглашения об ассоциации с Европейским союзом; переговорами с Россией; путями возможного урегулирования конфликта на Донбассе и множеством других острых вопросов, ответы на которые люди хотели бы получить от власти. Ответы могут быть неприятными, но они должны быть честными и обоснованными. А вместо этого власть отмахивается от любых неприятных для себя вопросов, как от назойливых мух.
Весьма показательным в этом отношении является процесс кафкианской трансформации пресс-секретарей президентской Администрации. Любой "цеголко" рано или поздно превращается в "чепак", которая в свою очередь рано или поздно становится "герман".
Ну а во что превращается "герман" на определенном этапе трансформации трудно выразить, оставаясь в пределах нормативной лексики.
Вместо того чтобы попытаться восстановить доверие народа к власти "постмайданные лидеры" делают все возможное для того, чтобы своим "аутизмом" окончательно уничтожить легитимность любой власти в принципе. Тем, кто не понимает, чем обычно заканчивается для власти утрата легитимности, стоит ознакомиться с историей французской или российской революции. И заявления Порошенко о том, что "любая критика власти в условиях военного противостояния будет рассматриваться как предательство и попытка открыть второй фронт" - это всего лишь либо жалкое оправдание неспособности решить хотя бы элементарные проблемы общества, либо попытка заткнуть рты недовольным угрозами начать "охоту на ведьм".
Порошенко и его команда принципиально не хотят понять, что критика рождается не в головах критиканов и "врагов народа", а из объективных условий существования общества - правового беспредела, тотальной коррупции, кумовства и нищеты. Поэтому вместо бесполезной и небезопасной в нынешних условиях борьбы с язвительными заявлениями критиков Президенту и его команде стоило бы начать прилагать хотя бы минимальные усилия для лечения реальных язв украинского общества. В противном случае он может повторить судьбу многих других правителей, которые больше полагались на штыки и овации зарубежных союзников, чем на доверие собственного народа.
И первым шагом на пути восстановления доверительных отношений между народом и властью должно стать налаживание эффективной коммуникации, которая позволит народу и власти слушать и слышать друг друга.
Читайте также:
22.11.2024 Почему прицел Аункера так популярен среди игроков CS 2
22.11.2024 Во многих областях Украины объявили тревогу, сообщают об угрозе баллистики
22.11.2024 ВСУ будут использовать переданные США противопехотные мины на фронте в Украине, - Пентагон
22.11.2024 Обстрел Сум: из-за российской атаки есть жертвы
22.11.2024 ВСУ имели успех под Угледаром, враг мог продвинуться возле Великой Новоселки: карты ISW