15.10.2014
Несмотря на то, что Украина твердо взяла путь на европейские ценности, отдельные государственные предприятия продолжают поносить правовую систему и обесценивать принципы законности в своей деятельности.
Одним из таких предприятий является ГАЖТ "Укрзализныця".
Начнем с того, что данное предприятие для урегулирования своей деятельности создало и утвердило через Кабинет министров Украины определенный документ, имеющий название "Устав железных дорог Украины", который, с точки зрения действующего законодательства Украины, нельзя даже назвать нормативно-правовым актом, поскольку он не прошел процедуру регистрации в Министерстве юстиции Украины, которая является обязательной для нормативно-правовых актов Украины.
Более того, руководствуясь данным документом, Укрзализныця практически "кует" деньги из воздуха.
Исходя из содержания положений Устава, права, обязанности и ответственность железных дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом регламентируется Уставом железных дорог Украины.
Согласно положениям ст. 24 Устава грузоотправители несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в накладной.
Согласно ст. 122 Устава железных дорог за неправильно указанные в накладной массу, количество мест груза, его название, код и адрес получателя с отправителя, порта взимается штраф в размере в соответствии со ст. 118 действующего Устава.
Однако массу груза далеко не всегда возможно определить точно и, например, в соответствии с п. 9 Раздела 2 Правил приема грузов к перевозке масса лесоматериалов и дров определяется отправителем условно.
Вместе с тем, согласно ст. 125 Устава железных дорог Украины после прибытия на станцию назначения груза всю ответственность перед железной дорогой по этой перевозке несет получатель.
Таким образом, налицо коллизия норм права, регламентирующих вопросы ответственности за неправильное указание массы груза в перевозочных документах после прибытия груза на станцию назначения.
Однако, суды при рассмотрении споров об ответственности за неправильное указание массы грузов исходят из того, что поскольку согласно ст. 24 Устава железных дорог Украины ответственность за неправильное указание массы груза несет грузоотправитель, положения ст. 125 Устава не могут быть применены к спорной ситуации.
При этом суды не принимают во внимание, что ст. 125 Устава железных дорог Украины конкретизирует время наступления ответственности, а именно "после прибытия на станцию назначения" и не содержит исключений и ограничений другими статьями Устава железных дорог Украины или любых других нормативно-правовых актов.
Также не учитываются судами и позиции, выраженные в разъяснении Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 29.09.2008 года No 04-5/225 "О внесении изменений и дополнений в разъяснение президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 29.05.2002 года No 04-5/601 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих из перевозки грузов по железной дороге" (далее - Разъяснение ВХС Украины). В частности, согласно п. 3.18 Разъяснения ВХС Украины пункт 22 Правил выдачи грузов предусматривает, что проверка массы груза на станции назначения производится, как правило, таким же способом, которым эту массу было определено на станции отправления.
"Как правило" носит императивный характер, что признается, в том числе и представителями "Укрзализныци", однако, упорно не воспринимается судами.
Более того, не хотят учитывать суды и разъяснения руководящих документов "Укрзализныци", выданных для выполнения их подчиненными при возникновении спорных ситуаций с неправильным указанием массы груза. Так, упорно не замечают судьи хозяйственных судов письмо начальника главного коммерческого управления Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины "Укрзализныця" от 16.03.2007 г. № ЦМКО-1/242, который указывает, что в случае установления несоответствия массы груза, которая определялась условно, фактической массе, вагон отправляется по назначению без оформления соответствующих документов для взыскания штрафа согласно ст. 122 Устава железных дорог Украины.
Таким образом, несмотря на процессы очищения власти, приведение государства к европейским ценностям и борьбы с коррупционными проявлениями государственные предприятия вроде "Укрзализныци" продолжают "ковать" деньги из воздуха при полной поддержке судебной ветви власти, представители которой вне судебных заседаний признают неправомерность и необоснованность исковых требований "Укрзализныци", однако, в судебных заседаниях, несмотря на начатые в стране люстрационные процессы, полностью удовлетворяют исковые требования Укрзализныци и не учитывают никаких доводов ответчиков.
Читайте также:
22.11.2024 Почему прицел Аункера так популярен среди игроков CS 2
22.11.2024 Во многих областях Украины объявили тревогу, сообщают об угрозе баллистики
22.11.2024 ВСУ будут использовать переданные США противопехотные мины на фронте в Украине, - Пентагон
22.11.2024 Обстрел Сум: из-за российской атаки есть жертвы
22.11.2024 ВСУ имели успех под Угледаром, враг мог продвинуться возле Великой Новоселки: карты ISW