15.10.2014
Ян Ахрамович, адвокат, симферопольский офис ЮФ "Ильяшев и Партнеры", специально для РБК-Украина
На практике урегулирование споров в деятельности тех или иных юридических или физических лиц всегда делилось на "мероприятия по предупреждению споров" (превентивные меры) и "мероприятия по урегулированию уже имеющихся споров".
Превентивные меры
Смоделируем ситуацию. Чтобы далеко не ходить, возьмем банковскую сферу, а именно - кредитные отношения, обеспеченные имуществом. Будь то ипотека или обеспечение движимым имуществом, такое обеспечение всегда гарантировалось государством, на территории которого расположено имущество. Это гарантирование заключалось в том, что обременение на данное имущество подлежало регистрации в государственном реестре, и в случае неисполнения обязательства кредитор мог предпринять более или менее оперативные действия по восстановлению своих прав за счет данного имущества.
В условиях, сложившихся на данный момент в Крыму, государство Украина не способно предоставить тот уровень гарантий по соблюдению прав, который был раньше. Закон "О защите прав граждан на временно оккупированной территории" определяет ряд основоположных принципов регулирования отношений, но, к сожалению, не создал действующего на территории Крыма механизма. Так, на территории Крыма в настоящий момент не действуют ни суды Украины, ни органы нотариата, ни органы, исполняющие решения судов Украины в том порядке, в котором они исполнялись ранее.
Получается, что даже при том, что государством Украина гарантированы права ипотекодержателя (кстати Россией они тоже признаются), Украинские банки не могут реализовать свои права на указанное имущество с реальными последствиями на территории Крыма в контексте украинского законодательства.
Как решение данной проблемы компания "Ильяшев и Партнеры" видит принятие ряд действий, которые "продублируют" наличие прав ипотекодержателя на территории РФ, тем самым дадут ипотекодержателю реальную возможность оперативного реагирования в случае нарушения его прав со стороны должника.
Урегулирование уже имеющихся споров
Решить уже имеющийся спор можно добровольно, или принудительно.
Первые, хоть и редко встречаются на практике, но все равно имеют право на существование, так как "Плохой мир всегда лучше хорошей войны", и порой скорость решения вопроса берет верх над экономической выгодой при разрешении спора. Очевидным является то, что при отсутствии у юридического лица возможности ведения в полной мере деятельности в Крыму, у него будет отсутствовать и возможность ведения переговоров для достижения желаемого консенсуального результата.
Кроме того, мирное решение вопроса зачастую требует наличия полных сведений о правовой среде, в которой решается спор, что невозможно при условии нахождения хотя бы одной из договаривающихся сторон за пределами Крыма.
Именно с этой целью компанией "Ильяшев и Партнеры" был создан Симферопольский офис с постоянно действующим штатом адвокатов и юристов, которые не только имеют теоретический багаж знаний в сфере украинского и российского законодательства, но и постоянно пополняют базу практических навыков, каждый день, решая те или иные вопросы на месте, представляя интересы отдельных лиц в судах, органах регистрации прав, органах исполнения решений.
Следует отметить, что зачастую решение вопросов приобретает характер, несвойственный для общей практики ни в Украине, ни в России. Это связано с действующими в Крыму переходными положениями.
При этом услуги медицации возможны как при добровольном решении споров, так и при принудительном.
Принудительное решение споров следует по общей практике, хорошо известной еще до появления перемен в правовом поле АР Крым, разделить на два этапа: судебное решение спора и послесудебное исполнение решения.
Ситуация с судами в Крыму в настоящий момент сложилась таким образом, что споры между сторонами, которые были ранее подсудны судам на территории Крыма теперь, в силу закона "О защите прав граждан на временно оккупированной территории" стали подсудны еще и судам м. Киева.
Кроме того, и это немаловажно, споры на территории Крыма рассматриваются и вновь созданными судами, выносящими решение именем Российской Федерации.
Сразу бросается в глаза непризнание таких решений Украиной и странами международного сообщества. В то же время, следует четко понимать, какую цель стоит преследовать. Так, определенные права могут быть защищены на территории Крыма и без выхода за его пределы, а зачастую, так оно и должно быть (в том случае если права связаны с недвижимым имуществом).
Так, на территории Крыма в настоящий момент функционируют как суды общей юрисдикции, так и "Арбитражные суды", которые уполномочены рассматривать корпоративные споры. Следует отметить, что окружной административный суд АР Крым также по-прежнему функционирует, но уже входит в состав арбитражных судов.
Отдельного внимания заслуживают дела о банкротстве. Еще недавно рассмотрение дел о банкротстве было приостановлено до 2015 г.
Тем ни менее, постановление Госсовета Крыма в недавнем времени было вынесено постановление, которым было принято решение о возобновлении дел о банкротстве/санации. При этом процедура банкротства была сильно изменена и адаптирована к требованиям российского законодательства.
Как именно на практике будет реализоваться вышеуказанное положение - трудно сказать. Тем ни менее, уже сейчас понятно, что процедура изменилась в корне, и требует активной реакции со стороны предприятий, в отношении которых инициирована процедура банкротства.
Исполнение судебных решений
При всей неоднозначности структуры Крымских судов, подсудности дел и признания решений судов за пределами РФ радует один немаловажный факт:
Решения Крымских судов исполняются в Крыму.
Также наряду с решениями крымских судов исполняются и решения, вынесенные именем Украины до 13 марта 2014 г. Исполнение решений хоть и имеет ряд непредсказуемых моментов и характеризуется постоянно меняющейся процедурой, но в то же время нацелено на реальное наступление последствий.
Правда, следует признать, что, как и ранее, органы исполняющие судебные решения, допускают одно и то же правонарушение, название которому "бездействие" и, как и раньше, такое бездействие может быть либо обжаловано, либо "перекрыто" добросовестными действиями со стороны взыскателя или его представителя.
Примечательным является тот факт, что большинство дел, возбужденных до 13.03.2014 г. были закрыты, а после перевозбуждены постановлениями судебных приставов. Кроме того, при ознакомлении с большинством дел, имеющихся в производстве компании, было выявлено, что по данным делам судебные приставы самостоятельно предпринимали действия направленные на исполнение решений. К сожалению, часто такие действия не имеют последствий, если не подкреплены активными действиями со стороны взыскателя.
Признание решений судов
Как уже указывалось ранее, в Крыму существует ряд органов, исполняющих решения судов, и решения судов, принятые до 13 марта 2014 г. именем Украины, подлежат исполнению на территории Крыма.
При тех или иных стечениях обстоятельств порядок исполнения таких решений может различаться. Это зависит от того, выдавался или нет исполнительный лист, какого числа выдавался исполнительный лист, когда истекает срок его предъявления к исполнению, на каком бланке он был выдан, а также от того, какой суд выносил решение и было ли данное решение признано на территории Крыма.
Вместе с тем, следует отметить, что порядок признания судебных решений в Крыму не остался прежним и в понимании юристов РФ. Не обошлось без доли законотворчества со стороны Госсовета РК и в данном вопросе. Так, в августе-сентябре был принят ряд постановлений, которым был изменен порядок признания решений иностранных судов, которым была определена новая подсудность дел о признании решений.
В то же время, существование таких постановлений, в свою очередь, прямо подтверждает то, что решения иностранных судов признаются и в контексте общепринятых норм российского законодательства, и в контексте норм, действующих в Крыму в переходный период.
Если давать оценку тем или иным практическим аспектам рассмотрения споров в Крыму, один вывод очевиден: в сложное для крымских предпринимателей время по-прежнему существует множество рычагов правового воздействия, которые могут эффективно применяться. Более того, в некоторых отношениях количество таких рычагов стало больше.
Читайте также:
22.11.2024 Почему прицел Аункера так популярен среди игроков CS 2
22.11.2024 Во многих областях Украины объявили тревогу, сообщают об угрозе баллистики
22.11.2024 ВСУ будут использовать переданные США противопехотные мины на фронте в Украине, - Пентагон
22.11.2024 Обстрел Сум: из-за российской атаки есть жертвы
22.11.2024 ВСУ имели успех под Угледаром, враг мог продвинуться возле Великой Новоселки: карты ISW