Идея ликвидации хозсудов – предвыборное политиканство

16.10.2014

Управляющий партнер юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Сергей Боярчуков

Премьер-министр Арсений Яценюк высказал инициативу ликвидировать хозяйственные суды. Лично я рассматриваю этот жест как политиканство. А ведь сам Арсений Петрович когда-то с трибуны Верховной Рады произнес шикарную эмоциональную речь о том, что нужно заниматься политикой, а не политиканством.

Ликвидировать хозяйственные суды и подчинить их судам общей юрисдикции не так легко. Если речь идет о простой замене таблички "Хозяйственный суд" на "Хозяйственное отделение Голосеевского районного суда", то, извините, это тоже политиканство, это такое же "замыливание" глаз.

Если же мы действительно пытаемся растворить хозяйственное правосудие в общих судах, это тоже нереально. Потому что каждое дело имеет свою специфику.

Например, дела о банкротстве. Это очень узкая специфика и судьи общей юрисдикции, при всем уважении, могут быть с ней незнакомы. Также как и судьи хозяйственных судов могут быть недостаточно профессиональны в особенностях бракоразводных процессов, которыми занимаются суды общей юрисдикции.

Я далек от размышлений о том, нужны ли хозяйственные суды в принципе и справедливо ли существование таких судов. Существует несколько точек зрения, и каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Но однозначно можно сказать одно - просто так за один день взять и без подготовки, без изучения общественного мнения и мнения профессионалов, практикующих юристов, судей и ученых ликвидировать хозяйственные суды - нельзя!

Хотя, в принципе, я понимаю, почему родилась подобная инициатива. Бытует мнение, что судьи общей юрисдикции в судейской иерархии занимают далеко не первое место, а если ты судья хозяйственного суда, то ты уже практически олигарх. Это стереотип. Это не так, и это не соответствует действительности. Тем не менее, этот стереотип плотно закрепился в сознании общественности.

Я убежден, очень много политиканства в том, чтобы сказать сегодня, перед выборами, что мы ликвидируем хозяйственные суды, потому что это - негодяи и коррупционеры. А после выборов понять, что это сделать нереально или, скажем так, крайне сложно, после чего отправить закон на доработку и разрабатывать к нему переходные положения.

Мне кажется, что все должно быть совершенно наоборот. Для начала нужно подготовить систему, а потом ее реализовывать. В противном случае, мы получим правовой коллапс. Потому как хозяйственные суды рассматривают важные дела. И даже если это и 3% от общего количества судебных дел в Украине, то кто-то их должен рассматривать.

Хозяйственные суды сегодня завалены работой. Если завтра их ликвидировать, кто будет делать эту работу? Вопросов больше чем ответов.

Коррупция есть во всех судах, во всех сферах государственного и негосударственного управления. Убрав хозяйственные суды, мы не уничтожим коррупцию, мы ее просто передадим по наследству в другие суды, в которых она и без того есть и процветает. Систему надо менять кардинально, но это, опять же, не делается за один день.

Я всегда говорил, для того чтобы понять, откуда вообще берется коррупция в хозяйственных судах, нужно пойти и на дверные таблички судей посмотреть. И постараться найти там несколько "левых" фамилий, у которых нет родственников в верхах. И когда там появится достаточное количество людей, пришедших на эту работу в силу призвания и собственного желания, а не "волею пославшей меня жены", тогда, возможно, мы будем строить новую систему.

Но не сейчас.

Читайте также:

Комментарии: