Евгений Нищук: "Наступило время вводить цензуру на кремлевскую пропаганду"

24.11.2014

Министр культуры Украины Евгений Нищук в интервью РБК-Украина рассказал об успехах украинского кино, о шансах у "Поводыря" получить "Оскар", о борьбе с "кремлевской пропагандой", о поездках украинских артистов в Россию и наоборот, а также о ситуации с руководством музея "Пирогово".

РБК-Украина: Немало художников, людей, связанных с культурой, сетуют, что в стратегии развития-2020, представленной Президентом, мало внимания уделено развитию культуры. Как Вы оцениваете эту стратегию и почему, по Вашему мнению, там практически не предусмотрены шаги по развитию искусства, культуры в Украине?

Евгений Нищук: Мы били в колокола, увидев какие-то первые варианты, я и звонил господину Шимкиву, и передавал через других лиц, чтобы они обратили на это внимание.

Действительно, по инерции где-то передалась эта ситуация и обстоятельства, в которых сейчас находится Украина, когда практически идет война, главные вопросы военной доктрины, экономические вопросы, топливно-энергетический блок являются жизненно важными для страны. Но вместе с тем я как человек, который отвечает за сферу культуры, общаясь со многими художниками, знаю про эту ситуацию и вопию, что, уважаемые, 23 года уничтожалась как армия, так и культура!

И поэтому сейчас мы очень часто отмечаем и я, в частности, что вопросы культуры являются второй частью национальной безопасности Украины. Вместе с военной доктриной и строительством армии нам нужно через культуру открывать людям правду, особенно на востоке и юге страны, где они были лишены этого. Поэтому у нас есть целый ряд программ, которые связаны с тем, чтобы художники впоследствии не были брошены в одиночестве, чтобы они были интегрированы со всей Украиной, а в конечном итоге и с европейским вектором. Это действительно очень важно.

На самом деле, именно через культуру мы можем правильно представить страну. Именно культура может урегулировать те конфликтные моменты, которые наблюдаются между регионами. Вот, к примеру, фильм, который сейчас пошел по всей стране, - "Поводырь": в Запорожье в кинотеатрах нет мест, в Харькове, где были события, он тоже объединяет. Проблема того тоталитарного режима: уничтожение культурных ценностей, тяжелые страницы начала Голодомора - она как раз открывается не через указания сверху, а через эмоции культурного продукта. И тогда все становится понятно, тогда мы становимся родными - что западная Украина, что восточная Украина. И нет языковой проблемы.

Мы подчеркиваем, что сейчас как раз очень важно обратить внимание и на финансирование. Когда я, например, выступаю на правительстве или где-то и говорю, что мы не предоставляем лицензии на фильмы российского производства, которые искажают исторические факты и наших героев, комиссия, которую мы создали, запрещает российские сериалы и шоу-программы. Хорошо. Но вместо этого мы должны создать что-то свое! Для этого, безусловно, нужны какие-то средства. В масштабах государства, на самом деле, это не такие баснословные деньги.

Мы понимаем, сейчас война, и мне объясняют: "Евгений, ну война, немного подождите". Немного мы можем подождать, но очень важно сейчас выбить те средства, которые бы дали возможность и импульс делать собственный продукт. А он, слава Богу, появился в последнее время. Мало, но нам надо посылать правильные месседжи.

Это не критика, это просто... когда говоришь чиновникам, что у них там нет пункта о культуре, они говорят: "как же так... забыли, Евгений, сейчас включим". Включают. Дай Бог, и дальше будем добиваться. Когда-то его (пункт о культуре, - ред.) вообще, не то что забывали, его сознательно изымали. Здесь есть разница. Нам надо напоминать совместно всем - и общественным сектором, и нами как государственным органом, и таким образом обращать внимание на то, что очень важны сейчас системные сдвиги, чтобы именно через культурный продукт объединить страну, дать энергию созидания для государства.

РБК-Украина: Увеличилось ли производство украинских фильмов в этом году? Есть ли фильмы, которые принесли прибыль?

Евгений Нищук: Мы возобновили питчинги и конкурсы на новые сценарии и фильмы. Я очень рад, что меня услышали в Министерстве внутренних дел и в Министерстве обороны Украины, которые подхватили мою инициативу, чтобы именно эти министерства заказали и создали сериал и фильм на тему АТО и нынешних событий. Мы организуем конкурс сценариев, а они возьмут на себя финансирование. Это прекрасно, что нас, наконец, услышали.

Во втором полугодии начинали выходить у нас фильмы. Сейчас запустился фильм "Поводырь", который уже по состоянию на второй день собрал 7-8 миллионов гривен в прокате. Я надеюсь, что это будет рекорд первый. Дальше у нас еще будет прокат фильмов "Братья", "Это я" и еще один фильм. То есть выйдет еще три фильма украинских. Я думаю, что это будет большой прорыв, успех в украинском прокате и, наконец, в сборах.

Это ответ на упреки: "вы снимаете (с эфиров, - ред.) все российское, а вот как вы заполните"?.. Или что "украинского продукта совсем нет и его надо научиться делать"... На самом деле, все есть. Просто сознательно долгое время не давали делать. Кроме того, полностью украинский продукт - это украинский режиссер, украинский художник, украинский оператор, украинские актеры в главных ролях. Потому что все совместные украинско-российские сериалы сознательно делались так, что главные роли играли только россияне. Теперь, например, в случае с "Поводырем", - это украинские главные герои, украинские композиторы, все среднее звено, техническая группа, которая получает работу в этом процессе. Это открытие своего мира, своей истории, своих ценностей. Это очень важно.

РБК-Украина: Как Вы считаете, получит ли "Поводырь" "Оскара"?

Евгений Нищук: Ну, я бы очень хотел. Тот градус, который сейчас есть в мире к Украине, может способствовать этому.

Там есть хорошие зацепки. Мы после фильма даже на правительстве... Представляете, правительство, которое собирается и 15 минут говорит о кино? Это же успех на самом деле! Мы топливно-энергетический комплекс откладываем на 15 минут позже и говорим о фильме! Меня расспрашивают о том или ином актере, как они сыграли, будет ли это интересно западному зрителю...

Санин очень хорошо сделал зацепку на реальных ситуациях, с американским мальчиком, который за исторической справкой действительно направлялся сюда, то есть это правдивая история. Скажем, американский зритель очень чувственный к этому, то есть "о, наш гражданин там был", подразумевается гражданин Америки. Это очень хорошая тема, которая связывает весь сюжет, она интригует.

Кроме того, речь здесь очень современная, подвижная, динамическая, к которой привык западный зритель. Я думаю, что фильм в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" имеет большую перспективу.

РБК-Украина: В Украине запрещен показ более полусотни фильмов российского производства. Как Вы считаете, насколько действенным является этот шаг? Ведь при желании эти ленты можно найти в Интернете. И не цензура ли это?

Евгений Нищук: Мне, собственно, предъявляли претензии российские СМИ и некоторые наши, что мы вводим цензуру на искусство. Мол, это же неверный путь. Я отвечал неоднократно, что на самом деле цензуру на искусство действительно нельзя вводить, но цензуру на пропаганду, кремлевскую, в частности, ее, наконец, наступило время вводить.

Они (россияне, - ред.) негласно эту цензуру проводили уже 23 года. То, о чем я уже говорил: что запрещалось, чтобы украинские актеры играли главные роли. Или определенные темы выбирались и прочее. Нам пора как-то обороняться и устанавливать свои правила. Это средство сохранения своей культуры, своих ценностей. Это не цензура, это просто защита от агрессии, культурной агрессии. На востоке вот идет военная агрессия, а есть еще в целом в отношении всей Украины информационная агрессия, война практически против Украины.

РБК-Украина: Какие фильмы Вы бы внесли в список запрещенных?

Евгений Нищук: Я не успеваю следить за нашими сериалами. Есть комиссия, которая сейчас создана, и она в большей степени от общественного сектора. Это не государственные чиновники, которые просто сидят и действуют по какому-то распоряжению. Нет. Это те люди, специалисты, историки, которые видят искаженные факты и осознают, что это конкретное искажение исторических фактов, что это подмена ценностей, что наши герои подаются как не наши герои и так далее.

Они (россияне - ред.) же тихонько всегда заказывали определенную тему. О Крыме же давно 150 раз делали разные фильмы, о том, что город Севастополь - город русский и все такое прочее. Об этом все знают. Очевидно, что нам как-то нужно на это реагировать, вводить запреты, изымать эти фильмы, а взамен делать хороший продукт.

РБК-Украина: Въезд в Украину запрещен таким российским артистам, как Охлобыстин, Кобзон, Михаил Задорнов. Кому еще? Кого Вы бы лично еще внесли бы в этот список? Возможно, Газманова? Вику Цыганову? Ланового? Никиту Михалкова?

Евгений Нищук: Мы же, во-первых, не разглашаем, хотя все догадываются о фамилиях. Их сейчас 14, а после последних событий с господином Пореченковым, очевидно, список будет расширяться.

Те люди, которые совершают подобные действия, ну, скажем, как Пореченков или господин Кобзон, или высказывания Охлобыстина или Задорнова... Очевидно, что, когда идет прямая агрессия, а не какое-то пассивные вещи, поскольку не могут же санкции коснуться пятисот или более деятелей искусства, вместе с тем, когда это таким позорным и унизительным образом идет в адрес украинского государства, наших людей, ценностей, культуры, то этот список может расширяться.

Я не хочу по фамилиям говорить. Но есть же, в самом деле, российские прекрасные артисты, которые сейчас солидарны с украинским народом. Такие как Макаревич. Или Девотченко, который погиб внезапно после обращения в Интернете... не то что у него была критика, а призыв к российскому народу не поддерживать подобные действия российских властей. Сразу через несколько дней якобы случайно упал и что-то себе повредил, якобы бытовая смерть. Но я не верю в это.

Поэтому обычно те люди, которые стоят на страже ценностей, те артисты, которые являются настоящими, в которых говорит сердце, которые чувствуют, где правда, и высказываются, они даже рискуют. У меня есть друзья-выходцы из Украины, которые являются звездами там, и они из-за определенных рисков даже публично там не говорят. Я не хочу озвучивать их фамилии, но они принципиально даже не снимаются с теми личностями, о которых мы говорили выше, в одних фильмах и не принимают участия в тех или иных программах.

РБК-Украина: Кажется, отношения Украины с Россией становятся все хуже. Что бы Вы порекомендовали украинским артистам, которые ездили на гастроли в Россию? Надо ли им объявить бойкот России? И, вообще, сейчас, по Вашим данным, какая ситуация в этом отношении? Есть ли у Вас статистика, как уменьшился оборот между Украиной и РФ в этой сфере?

Евгений Нищук: В то время, когда идет прямая агрессия со стороны Российской Федерации, в то время, когда от их автоматов гибнут люди, наши дискуссии о том, что искусство типа вечное и артисты имеют право что хотеть, то и делать, так нельзя дискутировать. Это серьезные вещи, и мы просили воздержаться от участия в тех или иных фестивалях. Или если это делается, то должно быть какое-то заявление там же, как это было на одном из кинофестивалей, где попросили об освобождении Сенцова. Это я понимаю. И если это получение их наград, участие в их фестивалях и концертах с видом, что ничего не происходит и мы хорошо сосуществуем - то это большое лицемерие. Настоящее искусство не может быть таким лицемерным.

Тот, кто это делает, должен открыто сказать, что он хочет занять российский рынок, и пусть себе славно туда едет, а люди, безусловно, это должны отслеживать. Это же не государственные учреждения, и мы прямого указания не можем давать. Но бойкот является очень активной вещью. Когда после тех или иных действий на концерты, которые проходят в Украине, люди просто не придут - это лучшая оценка их действиям.

Могу сказать, что приезды российских исполнителей вообще практически прекратились. Сначала они пробовали быть на востоке и юге, но и это сейчас прекратилось. То есть артистов так называемых, которые раньше просто сюда валом валили, не платили налоги, вывозили массу денег и не вылезали из дворца "Украина", их уже практически нет. Или есть те, которые активно поддерживают Украину.

Те, которые ездят в Россию (украинские артисты, - ред.), по инсайдерским данным, есть 3-4 случая. И люди о них узнают и будут соответственно реагировать.

РБК-Украина: Как коснулись процессы люстрации Министерства культуры? Много ли чиновников в министерстве уволено?

Евгений Нищук: Она (люстрация, - ред.) нас с самого начала коснулась в том смысле, что тот закон, который сейчас вышел, он говорит о люстрации руководящего состава - заместителей, глав департаментов, председателей центральных органов власти. У нас так получилось, что я практически в первый день, а потом в последующих судебных историях кое-где, люстрировал их сразу.

У меня по состоянию на сейчас, когда объявлена люстрация, никто не люстрирован, потому что никто не подпадает под это, все уже новые люди. Единственный, кто попал, - это Сергей Семкин. Он был заместителем в Госагентстве по вопросам кинематографии. Но это как раз довольно порядочный человек, которого бы я даже хотел защитить, честно говоря, потому что он как раз в те времена защищал много процессов, которые происходили в кинематографе, такие бывают парадоксы.

Я ожидаю второй волны люстрации, которая позволит коснуться среднего и низового звена. Она важна, потому что мы сталкиваемся с контрактами, юридической защитой и доходим до судов, а это очень усложняет процесс. Что касается заместителей - они все поменяны и заменены. Государственное агентство по вопросам кинематографии и Государственное агентство по вопросу цирка, департаменты все - они полностью все заменены.

РБК-Украина: В октябре 2014 г. Министерство культуры Украины по решению суда уволило Дмитрия Зарубу с должности генерального директора Национального музея народной архитектуры и быта Украины (музей Пирогово). На этой должности восстановлен Павел Федака, который оспаривал свое увольнение в суде. Теперь свое увольнение в суде оспаривает Заруба. Каким Вы видите выход в этой ситуации? Не лучшим директором "Пирогова", на Ваш взгляд, был Дмитрий Заруба?

Евгений Нищук: Ситуация так выглядит, когда незаконным брутальным способом был уволен Федака и пришел Заруба. Мне рассказали, что, когда увидели, что нет портрета Януковича, а есть портрет Шевченко, его практически выкинули из кабинета (Федаку, - ред.). Даже не дали забрать свои вещи - это такая небольшая предыстория к той ситуации, которую сейчас Дмитрий Заруба подает.

Соответственно, когда из суда нам пришло уведомление об обязанности восстановить на должности Федаку, мы обязаны были уволить господина Зарубу. Очевидным был факт, что господин Федака хотел сделать сатисфакцию, господин Федака приехал и сказал, что он не будет работать. Он просто выиграл суд и пришел возобновиться, ему должны были дать компенсацию, и он сразу написал заявление на увольнение. Господин Федака уже не является директором центра "Пирогово".

Вместе с тем, когда началась ситуация с господином Зарубой, то был и до того целый ряд обращений общественных активистов, которые указывали нам на те или иные нарушения: сгорела перед этим одна из старейших хат, осуществлялись неоднократно съемки на территории Пирогова, и неизвестно куда уходили деньги. Есть свидетели, которые рассказывают, каким образом проход на саму территорию Пирогово был. Конечно, мы не можем не реагировать. Нами была организована комиссия, которая сейчас работает по этим заявлениям о нарушениях. От того, найдут ли эти нарушения, будет зависеть, вернем ли мы снова на пост Дмитрия Зарубу, или не возобновим с ним контракт и объявим конкурс.

Беседовала Юлия Молочко

Читайте также:
25.04.2024 Италия и Украина в мае подпишут соглашение о восстановлении Одессы, - глава МИД
25.04.2024 ВСУ могли ударить ракетами ATACMS по российской ПВО под Бердянском, - ISW
25.04.2024 ВСУ продвинулись в Крынках Херсонской области: карты боев ISW
25.04.2024 Ситуация на фронте сегодня 25 апреля
25.04.2024 Более тысячи окупантов за сутки. Генштаб обновил потери российской армии в Украине
25.04.2024 РФ атаковала Черкасский район: поврежден объект критической инфраструктуры, есть пострадавшие

Комментарии: