Глава набсовета Ассоциации международных инвесторов Андрей Колодюк: "Первое, о чем спрашивают иностранные инвесторы: инвестируете ли вы сами в Украину?"

03.12.2014

В начале декабря с.г. была представлена Ассоциация международных инвесторов Ukrainian Venture Capital and Private Equity Association (UVCA). Цель Ассоциации - заведение синдицированных и прямых инвестиций, в первую очередь - венчурных. О задачах, проблемах, которые предстоит решить, а также инвестиционных перспективах нашей страны в интервью РБК-Украина рассказал глава набсовета UVCA Андрей Колодюк.

РБК-Украина: Кто является инициатором создания Ассоциации?

Андрей Колодюк: Он перед вами. В 2002 году я предложил эту идею Сергею Оксаничу, который был главой Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, что пора бы уже заняться прямыми венчурными инвестициями. Но я тогда, к сожалению, не нашел от него отклика, дескать, тема новая и относительно небольшая. Тогда, по сути, начинали только мы, АVentures - как первый венчурный фонд - и несколько игроков прямых инвестиций: Euroventures, Western NIS Enterprise Fund (WNISEF), SigmaBleyzer.

Позже, в 2007 году, мы вернулись к этой теме с Натальей Яресько (Horizon Caital), но по некоторым причинам эта тема тоже не взлетела, в том числе - из-за начала кризиса Но я благодарен Наталье сейчас, что она активно поддержала создание ассоциации.

А в апреле этого года меня пригласили на заседание Американской торговой палаты, в которой я был с 2001-2005 года главой телеком-комитета. Тема была интересная - развитие бизнес-ангельской среды в Украине. И там я познакомился с Яникой Мерило и узнал, что она управляла аналогичной эстонской ассоциацией инвесторов. Я предложил ей создать украинскую. И когда она завершила проект UAngels, мы месте начали реализацию проекта ассоциации международных инвесторов UVCA.

У почти всех наших украинских ассоциаций основной проблемой является execution (по управлению и выполнению проектов), а у Яники есть соответсвующий опыт. И я очень рад, что девять членов нашего борда (пять из которых иностранцы) проголосовали за ее назначение в качестве исполнительного директора.

Прошли непростых полгода, когда каждого пришлось убеждать, что пришло время для объединения инвесторов, так как, по моему мнению, инвесторы должны взять на себя ответственность за создание инвестиционного климата, поскольку понимают, что это и как работает. И сейчас самое благоприятное время, поскольку выборы закончились, все понимают, что страна не выживет без инвесторов.

Полгода, которые ушли на самоорганизацию инвесторов, на текущем этапе дали свои результаты - в нашей ассоциации 32 члена. И это первая организация, представляющая фонды, для которых прямые инвестиции - основной вид деятельности.

И сейчас у нас есть пять комитетов, борд и первый продукт, который мы покажем 15 декабря.

РБК-Украина: С кем в Администрации Президента и Кабмине вы работаете?

Андрей Колодюк: В АП - с человеком, ответственным за реформы - с Шимкивым. В Кабмине работа начнется после презентации нашего первого продукта - дорожной карты инвестора. Для того, чтобы стала реальностью заявленная в "Стратегии Украины 2020" возможность привлечения 8 млрд долл. ежегодно. Важно, чтобы правительство дало commitment (обязательство) на совместную реализацию дорожной карты.

Речь не идет об инвестициях в государство. Наша задача, чтобы большие фонды - такие как ЕББР, например, - дали инвестиции через уже существующие фонды в Украине. Но эти организации резонно говорят: дайте commitment и от правительства.

Инвесторы настроены решительно. И если государство захочет, то может дать такие обязательства, как это было в случае с отелями, когда государство дало временной люфт и стимул, предоставив налоговые преференции на 10 лет.

Многое зависит от того, будет ли государство относиться к инвестору, как священной корове. И какие гарантии государство даст инвестору - а для этого нужна реальная дерегуляция.

РБК-Украина: Пока что это все - только слова, которые мы слышим 20 лет.

Андрей Колодюк: Все их слышат. Но инвесторы говорят, что деньги пойдут в Украину, если - и дальше идет перечисление простых требований, которые отображены в направлениях нашей работы. При этом инвесторы - я не говорю об МВФ - понимают, что государство слабо и давать деньги такому государству нельзя.

Потому у государства нет другого выхода, кроме как впустить иностранных инвесторов на прозрачных условиях. Так, как было раньше, когда под видом инвесторов заходили наши же олигархи, - уже не получится. Хотя борьбы не избежать.

РБК-Украина: 90% производственных активов в Украине де юре уходят в оффшоры. Уровень реальной инвентаризации имущества в стране едва ли достигает 10%. То есть, мы живем в стране, где непонятно - где, кому, что и на каких основаниях принадлежит. И как в таких условиях можно говорить даже о венчурных инвестициях?

Андрей Колодюк: В случае с венчурными инвесторами немного проще - мы инвестируем в новые компании, а если это IT-компания, то, по сути, инвестиция идет в человека, потому что собственник такой компании очевиден.

РБК-Украина: Мне бы хотелось сконцентрироваться все же не только на IТ, а на реальном секторе экономики. Например, одно из ваших направлений - энергетика. Проблема - та же неопределенность собственности, корявая политика тарифообразования, неработающий закон имени Королевской о государственно-частном партнерстве и т.д. Как в таких условиях инвестировать в энергетику?

Андрей Колодюк: Энергетика - это широкая сфера от генерации энергии до решений в рамках smarthome (умный дом). Моменты, связанные с зеленым тарифом, например, вполне перспективны, так как дали толчок для сектора альтернативной энергетики, который пока мал, но быстро растет. Выплаты идут, слава богу. И в этом секторе есть перспективы - работаете вы с солнечной энергией, энергией ветра или чем-то иным. И есть инвесторы, которые вкладывают в такие проекты.

РБК-Украина: Каков суммарный капитал, который суммарно представляют компании, которые входят в вашу ассоциацию?

Андрей Колодюк: Отвечу немного иначе. В Украину за пять лет может зайти, по разным оценкам, от 40 до 350 млрд долл. инвестиций, но это зависит от конкурентоспособности и готовности самих проектов, а также будет ли реализована дорожная карта инвесторов, предложенная нами.

В компании АVentures, например, мы проанализировали и инвентаризировали 250 сделок в IT-отрасли, сделали deal-book (книга сделок), чтобы все инвесторы в мире увидели эту отрасль. Так, в прошлом году в старт-апы вложено 80 млн долл.

А общую сумму проектов, готовых под инвестиции, могут посчитать только крупные инвесторы - каждый по своему направлению. Ведь идея - это не проект. Но проекты есть, в отличие от Европы, где часто больше денег, чем идей.

Еще один момент, который надо различать - речь об инвестиции в greenfield (проект с нуля) или в уже существующий проект, которому нужны дополнительные средства для масштабирования, развития. Второй формат инвестиций у инвестора вызывает больше доверия, поскольку уже есть команда, которая реализует проект, а также инвесторы первых стадий (ангелы, венчурные фонды)

Когда я говорю о венчурных инвестициях, то имею ввиду те 2 тыс. стартапов, которые есть в стране, и которые могут быть реципиентами этих инвестиций. Для сравнения - в Калифорнии 23 тыс. стартапов.

И каждую неделю в Украине закрывается сделка, а в IT-проект идут венчурные инвестиции. И в этом году на рынке появилось 10 новых инвесторов.

РБК-Украина: Вернемся к венчурным проектам в энергетике. Какие уже готовы к инвестициям?

Андрей Колодюк: Здесь мы видим проекты, которые развиваются за пределами родины усилиями наших специалистов в польском инкубаторе (Ecoisme) - на стыке айти и энергетики. Второй проект - в Амстердаме Сaretosave. Есть проекты в области ветро- и солнечной энергетики. Не буду пока говорить о них, потому что там есть компании, пострадавшие от действий предыдущей власти.

Когда я вижу Владимира Семиноженко, вернувшегося на "Шустер-Лайф", то ожидаю, что Генеральная прокуратура, МВД и СБУ проведут расследование относительно его деятельности в Кабмине относительно грамотной государственной политики стимулирования собственного производства светодиодов через систему госзаказов, в частности - для коммунальной сферы, выработке единой системы стандартов. И расследование коснется государственных денег в размере нескольких десятков миллионов гривен, которые должны были стимулировать эту политику, но странным образом оказывались сначала на счетах специально отобранных компаний, а затем исчезали в неизвестном направлении. И наконец-то расследование закончится абсолютно законным решением суда.

Есть проекты на стыке IT и зеленых технологий - наша страна загрязнена настолько, что она просто благодатна для такого рода проектов. Например, те же Бортничи - большой проект? И есть люди, которые сделали Бортничи в России IvestFarm, потому что у них были сложности в Украине, но оказались востребованными в РФ, потому что они конкурентны и по технологии, и по качеству, и по цене.

Есть проекты в области котлов, которые могут позволить перейти к децентрализованной системе отопления и горячего водоснабжения, как в западных странах.

РБК-Украина: Мировой опыт достаточно многообразен и децентрализация отопления вовсе не ключевое решение задачи. Централизованные и локальные системы отопления конкурируют. И в Киеве, к примеру, где 4 млн фактического населения, установить котлы в каждой квартире - это не лучшее решение и с токи зрения энергоснабжения, и с точки зрения экологии.

Андрей Колодюк: Согласен, здесь нужен симбиотический подход.

РБК-Украина: Приватизация энергообъектов интересует вашу Ассоциацию?

Андрей Колодюк: Отдельных членов нашей ассоциации - да. ДТЭК, например. Но я бы не хотел касаться сейчас именно этой темы.

РБК-Украина: В силу большого разнообразия инвесторов в области энергетики, какие в ассоциации возникают конфликты интересов?

Андрей Колодюк: Это нормально, споры есть везде. Потому по важным вопросам голосует борд из 9 членов. Такие же конфликты есть и в IT-сфере - между аутсорсерами и продуктовиками. Но мы считаем, что важно и то, и другое. Но инвесторы, например, инвестируют и в аутсорсинг и в продуктовые компании.

Главное, что бы эти вопросы были в интересах всех членов нашей ассоциации. И мы же не можем подменить собой профильные ассоциации, которые первыми решают отраслевые вопросы, а нас интересуют сугубо вопросы, которые имеют отношения только к инвестированию.

РБК-Украина: Озвучьте шаги по улучшению инвестиционного климата, которые вы видите.

Андрей Колодюк: Документ, который мы будем презентовать 15 декабря, разделен на пять направлений: защита прав инвесторов; борьба с коррупцией; развитие инвестиционной инфраструктуры; приоритетные шаги для инвестирования в сектора IT и эненргетики; преодоление основных барьеров для инвестиций.

Первое направление работы связано с быстрыми решениями, второе - направлено на создание инфраструктуры (инкубаторов, фондов и т.п). Ведь фонд - инструмент, и наша задача - убедить держателей денег вложить в Украину. Ведь кредиты это хорошо, но инвестиции - важнее, так как они увеличивают в разы стоимость компаний, ВВП и т.д.

Повторюсь - государству, пока нет реформ, денег никто не даст. И тут наша задача привлечь деньги в конкретные проекты под конкретных управляющих.

И в инфраструктурных проектах важно обязательство от государства. Наша ассоциация здесь выступает переговорщиком и двусторонним гарантом того, что инвестиции членов ассоциации будут священной коровой. И если возникнет коррупционный вопрос, мы будем решать эту задачу на самых высоких уровнях.

Следующее направление - защита активов инвесторов, которые уже пострадали.

РБК-Украина: Как защищать активы инвесторов, которые пострадали?

Андрей Колодюк: Как на Майдане - всеми доступными способами.

РБК-Украина: Пример непонятен и нерелевантен.

Андрей Колодюк: Вас интересует инструментарий?

РБК-Украина: Да.

Андрей Колодюк: После доработки road-map (дорожной карты) инвесторов, мы будем задавать конкретным чиновникам вопрос: "Когда будет выполнено требование международных инвесторов?". И, если чиновники будут саботировать, то тогда международные инвесторы - члены UVCA, а также СМИ будут знать, кто персонально виноват в том, что в Украину не идут инвестиции. Потому что, если существующие инвесторы не защищены и не могут работать - другие инвесторы просто не зайдут.

РБК-Украина: Но на той же Бортнической станции аэрации со времен Омельченко освоено около 1 млрд грн - и все инвесторы ушли. Таких примеров сотни.

Андрей Колодюк: Именно поэтому я не слышал, чтобы деньги ушли налево из наших инвесткомпаний и ряда других. Мы занимаемся синдикацией фондов, и неважно, в каких странах они находятся. Многие инвестировали, инвестируют и будут инвестировать.

Речь не о том, чтобы давать деньги государству.

РБК-Украина: Но вы говорите о commitment со стороны государства.

Андрей Колодюк: Commitment`ы следующие - как только инвесторы перестанут быть священной коровой, инвестиции тут же остановятся. А стопроцентные гарантии может дать только Госстрах.

РБК-Украина: Не согласен. Первая проблема в нашей стране - не инвентаризированность собственности, которая, в свою очередь, упирается в систему регистрации и защиты имущественных прав, от земельного участка до интеллектуальной собственности. Внедрение системы Торренса снимет массу вопросов. А рассказы про инвестора - священную корову - такие же пустые, как и были раньше.

Андрей Колодюк: Согласен, вопрос в системе. Вот вопрос об интеллектуальной собственности. Нами разработан план по ее защите - и по линии Госслужбы интеллектуальной собственности, которая находится в составе МЭРТ, и по законодательной линии. И здесь даже был получен commitment со стороны бывшего министра экономики Шеремета и, надеюсь, будет получен и от нового.

Первое - должен быть принят рабочий план по регламентам для Госслужбы, который даст систему принятия быстрых и справедливых решений. Это важно, в том числе, для дальнейших решений судов. Но, в первую очередь, для стейкхолдеров и держателей прав собственности.

Далее вопрос: а как давить на чиновников так, чтобы они выполняли этот план? Ответ простой: реализовывать совместно и, если чиновник не выполняет, то он просто не справляется и его надо менять.

Так, в вопросы экономического блока и инвестиций готовы на год зайти во власть очень хорошие менеджеры, чтобы изнутри изменить ситуацию, лоббируя правильные решения и изменения. Плюс участие инвесторов, как гарантов того, что новые люди и новые правила будут работать на общее благо.

Это же важно и для фильтрации инвесторов. Мы, как ассоциация, заинтересованы в том, чтобы приходили и работали на рынке реальные инвесторы, а не жулики.

Кстати, знаете, о чем спрашивают иностранцы, прилетая в Украину? Проинвестировали ли мы сами в этом году в Украину.

РБК-Украина: И здесь мы касаемся к не менее, если не более важного вопроса - внутренних инвестиций. Внутренние инвестиции являются непрерывным двигателем экономики и лучшим показателем инвестклимата.

Андрей Колодюк: И иностранцы куда более готовы к синдицированным инвестициям - со-инвестициям. Если ты внес свой миллион, то и я внесу свой миллион.

И у нас есть желание, и стейкхолдеры, которые хотят новых правил игры, те кто инвестировал и продолжает инвестировать в Украину. Но так же есть и другие участники рынка, которые хотят сохранения текущих правил. Тот же Шимкив постоянно говорит, что мы воюем с системой.

Много говорят о Грузии, Израиле. Нам этот опыт подходит, но одной косметики недостаточно. Нам нужно все строить с нуля. Но я считаю, что ситуация заставит власть провести реформы, иначе ей не удержаться.

РБК-Украина: Немного частностей. Какие есть наработки по совершенствованию ведения бизнеса?

Андрей Колодюк: Радует, что например разработанный нами план по защите интеллектуальной собственности принят Американской торговой палатой. Это важно так как Украина находится в списке 301 и санкции пока только отложены. Слово Американской торговой палаты много значит - для правительства США, для инвесторов, которые хотели бы инвестировать, и требуют отношения к интеллектуальной собственности такого же, как и к частной.

Есть масса моментов, которые важны именно для инвесторов. Например, автоматическая конвертация кредитного долга в акции предприятия - как в британском праве. Это интересует инвестора, потому что это и есть специфика в деятельности инвестора.

В рамках Дорожной карты инвестора, которая будет представлена правительству в середине декабря, будут презентованы наработки для реализации соответствующих пунктов, имеющих отношения к инвестированию, в том числе согласно подписанному Соглашению по Ассоциации с ЕС.

Беседовал Антон Подлуцкий

Читайте также:
29.03.2024 Баллистика из Крыма, "Кинжалы" и пуски с Ту-95. Все подробности ночной атаки по Украине
29.03.2024 Раненые, 24 сбитые цели и удары по энергетике: последствия атаки на Днепр и область
29.03.2024 Россия ночью выпустила по Украине почти сотню дронов и ракет: сколько уничтожила ПВО
29.03.2024 Сырский об отставке Залужного: были веские причины
29.03.2024 "Наступление" на Харьков, фронт, мобилизация и ротация: главное из интервью Сырского
29.03.2024 В Кабмине выпустили важное заявление из-за ударов по энергетике Украины

Комментарии: