Степан Кубив: "Необходимо создать финансовый комитет, куда войдут представители центральных органов власти, НБУ, профильных общественных организаций и ассоциаций банков"

23.12.2014

Сейчас бывший председатель Национального банка Украины Степан Кубив - рядовой член комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. РБК-Украина встретилось с ним на прошлой неделе, когда ситуация на межбанке у многих вызвала панику и вызвала резкое падение гривны. Степан Кубов оказался человеком очень аккуратным, даже осторожной в своих высказываниях - как, видимо, и полагается бывшему носителю многих государственных секретов.

РБК-Украина: 17 декабря 2014 г. на заседание комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности ВРУ должна была прийти председатель НБУ Валерия Гонтарева. Какие именно к ней были вопросы?

Степан Кубив: Инициатором приглашения госпожи Гонтаревой был председатель комитета Сергей Рыбалка (Радикальная партия Олега Ляшко), о чем он нас проинформировал накануне. Но на заседание председатель НБУ не пришла, пришел член правления, начальник юридического департамента господин Новиков. Также в заседании комитета принимали участие представители Общественного совета НБУ, ОО "Кредитний Майдан", ряд общественных организаций, которые, в той или иной степени обеспокоены ситуацией с курсом доллара, валютными депозитами, ипотечными кредитами.

Главным вопросом был информационный отчет НБУ о ситуации на финансовом рынке. Но мы решили, что, поскольку нет Гонтаревой, принимать решение о необходимости отчета председателя НБУ перед Верховной Радой нет смысла. Председатель комитета сказал, что он оставляет за собой право пригласить Гонтареву в Верховную Раду.

Во время своего выступления на заседании я отметил, что сегодняшняя ситуация базируется на трех факторах: война, коррупция в сфере финансов и банковского дела, а также необходимость проведения реформ финансового рынка, зафиксированных в коалиционном соглашении. Было предложено собрать все инициативы, предложенные Радами предыдущих каденций, обработать их и использовать во время реформирования законодательного поля - в рамках Стратегии-2020 и требований международных кредиторов.

Сразу после заседания комитета состоялась встреча с представителями Всемирного банка, во время которой был проговорен четкий план по изменению банковского законодательства, в частности, открытие информации о конечных владельцах банков, вопрос прозрачности выдачи кредитов, что носят родственный характер, и законодательные новации относительно Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Эти вопросы нужно решить уже сейчас, до принятия государственного бюджета на 2015 г. С представителями этой уважаемой международной финансовой организации договорились встретиться повторно во второй декаде января, чтобы выслушать их предложение относительно временной матрицы наших действий по реформированию.

РБК-Украина: Вы три месяца руководили Нацбанком и, наверное, можете сказать, почему нынешний глава регулятора ничего не может сделать с ситуацией на валютном рынке.

Степан Кубив: В конце февраля, когда я пришел в НБУ, ситуация была чрезвычайно сложной. Мы не знали детальной структуры баланса государственных финансов. Отсутствовало доверие к процессам в государстве, был большой отток депозитов - свыше 86 млрд грн.

Мы не могли допустить дефолт. Надо было спасти банковскую систему, поэтому было принято решение о рефинансировании коммерческих банков, о котором много говорят. Много говорят о суммах, но не говорят о их соотношении к оттоков депозитов. Если говорить о крупнейших по депозитным портфелям коммерческих банках, то, например, в "Привате" объемы достигают около 105 млрд грн - это больше трети всего депозитного портфеля в системе.

РБК-Украина: И это дает банкам возможность шантажировать правление НБУ? Ибо и тогда, и сейчас процедура рефинансирования банков крайне непрозрачна.

Степан Кубив: Никакого шантажа не было. Решения принимались правлением НБУ только коллегиально. Диспуты проходили ежедневно по несколько часов. Если у кого-то возникал вопрос, шла прямая онлайн связь с представителем банка (наблюдательный совет или владельцы). И пока не было ответов на все наши вопросы, пока не было 100%-ого консенсуса - решение по рефинансированию не принималось.

Касательно требований относительно объявления конкретных банков, получающих рефинансирование или стабилизационные кредиты, - есть понятие "банковской тайны", закон "О банках и банковской деятельности" и акты Нацбанка, которые действовали, когда я пришел. И я руководствовался этой нормативной базой.

И если бы я назвал тогда один банк или другой, то на меня подали бы в суд. Если нам это не нравится - давайте менять законодательство. И это надо делать через парламент. Я за!

Результаты нашей работы за 3,5 месяца в НБУ - по пунктам:

1. За четыре дня мы восстановили вместе с правительством, в частности, с министром финансов Александром Шлапаком, работу с МВФ.

2. Провели аудиторскую проверку золотовалютных резервов (ЗВР).

3. 7 мая - еще до выборов Президента - получили транш от МВФ на 3,2 млрд долл., которые были перечислены в ЗВР. По состоянию на 1 июня 2014 г. объем международных резервов составил 17 млрд 899 млн долл. в эквиваленте.

4. Выплатили 710 млн долл. за импортированный газ.

5. Приняли плавающий курс гривны, потому что предыдущие годы показали всю неэффективность фиксированного курса, когда на него тратятся десятки миллиардов долларов ЗВР.

А когда во время нашего официального визита в Вашингтон курс рванул вверх, мы увидели эту спекулятивную составляющую - и курс откатился назад с 13 до 11,3. Без использования ЗВР. Кроме того, тогда мы купили с рынка в ЗВР 53 млн долл.

Позже по 10 банкам были приняты жесткие меры со стороны Нацбанка (Грин Банк, Акта Банк), некоторые из этих десяти банков были впоследствии ликвидированы. Ибо, как показал мониторинг, эти банки за 10 лет вытащили из экономики страны 142 млрд грн. А если взять 23 банка (Реал Банк, Аксиома, Интеркредитбанк, Мелиор, Прайм-банк, Стандарт и ряд других, которые еще успешно работают), в которых мы обнаружили все признаки конвертационных центров и структур исключительно по обслуживанию бизнес олигархов, то они извлекли более 240 млрд грн наличными только за последние более чем три года.

Кроме того, в марте мы подписали условия сотрудничества с МВФ и Всемирным банком, которые легли в основу президентской Стратегии-2020.

Был сформирован Общественный совет при НБУ, введены открытые дискуссии с банками, изучена проблематика инфляционного таргетирования.

РБК-Украина: Хорошо, но почему сейчас такая ситуация с курсом? Разве Гонтарева с Вами не советуется?

Степан Кубив: Неэтично давать оценку курса, не имея оперативной управленческой информации. А Гонтарева, к большому сожалению, со мной не общается. Хотя во время нашей встречи, после моего увольнения Верховной Радой, в присутствии Президента я сказал ей о готовности помогать.

РБК-Украина: Кстати, стоит ли вернуть НБУ статус субъекта законодательной инициативы?

Степан Кубив: Если будет сотрудничество правительства, НБУ и профильного комитета Рады, тогда на основе коалиционного соглашения, которое нужно наполнить законами, можно делать четкие движения вперед без предоставления НБУ статуса субъекта законодательной инициативы.

Главное - это раскрытие реального конечного владельца финансового учреждения. Банковская деятельность должна быть прозрачной. Как и должна быть усовершенствована работа самого регулятора.

Когда я стал главой НБУ, в стране существовало 186 банков, около 20% из которых были инструментами того или иного олигарха под их собственный бизнес. Что, конечно, влекло за собой глубокие системные риски.

РБК-Украина: Да, этот год запомнится массовым закрытием банков. Когда Вы пришли в НБУ, подтвердилась ли информация, что при предыдущей власти был утвержден план по массовой ликвидации малых и средних банков?

Степан Кубив: Скажу так: я не видел ни одного документа - распоряжения, постановления или протокола проведения совещаний - которые бы свидетельствовали о том, что Вы говорите. Для меня же главным было видеть ситуацию без предубеждений. Уже когда мы начали работать с МВФ, формировали специальную аналитику, то обнаружили схемы в банках, о которых говорил ранее.

РБК-Украина: Были ли к Вам какие-то отдельные пожелания по поводу закрытия отдельных банков? Поскольку и Вам, и Гонтаревой забрасывают, например, что вы долго не трогали банки экс-министра МВД Захарченко, бывшего главы Миндоходов Клименко.

Степан Кубив: Если мы живем по закону, а не по понятиям, то есть критерии проверки НБУ коммерческих банков - на предмет отмывания средств, дальнейшей передачи информации фискальным, правохоронним органам и т.д. Скажу, как человек, у которого есть опыт руководства в банке с международным капиталом - пока ты не видишь конечного владельца, то не можешь выставлять претензии. Иначе просто разрушишь финансовое учреждение и систему.

Поэтому, после совещаний, мы выставили требование банкам разместить на своей странице в Интернете информацию о собственниках с существенной долей.

РБК-Украина: Какой процент банков выполнил это требование?

Степан Кубив: В течение трех месяцев, что я был в НБУ, - до 20%.

РБК-Украина: То есть, влияния на ситуацию в Нацбанке все же недостаточно, чтобы банки выполняли даже такие вполне разумные требования.

Степан Кубив: Достаточно полномочий, чтобы проводить определенные действия. Но на уровне государства надо создать финансовый комитет, куда бы входили представители Минэкономразвития, Минфина, НБУ, ФГВФЛ, международные эксперты, ученые, в том числе из других банков, ЕБРР. Следует восстановить доверие к банковской системе и регулятору.

Мы должны быть открытыми, потому что глобализация - это открытость. Мы же не можем брать человека и под него писать функционал. Надо делать систему. Мы к тому идем и придем.

РБК-Украина: Есть диссонанс между тем, что Вы говорите о достаточных полномочиях НБУ, и между ситуацией на межбанке, когда два терминала - "Укрдилинг" и "Интербизнесконсалтинг" - демонстрируют огромное расхождение.

Степан Кубив: Мы сделали плавающий курс и тем самым снизили его в свое время с 13 до 11,3 - и мы не можем привязывать курс, в том числе, межбанковский исключительно к действиям НБУ. Спекулятивная составляющая на рынке валюты является очень высокой. Спекулянтов надо выявлять. И такие вопросы - это уже к Совету национальной безопасности.

Повторюсь, что в текущей ситуации надо провести парламентские слушания. Такие слушания были последний раз в Раде больше 10 лет назад. И надо подготовиться к ним очень основательно. Я внес на рассмотрение комитета соответствующий проект постановления.

РБК-Украина: Циркулирует различная информация по эмиссии гривневой массы. Так, Юлия Тимошенко говорила, что с начала года напечатано более 320 млрд грн.

Степан Кубив: Этот тезис не соответствует действительности. Потому что объем монетарной базы по состоянию на 27 ноября составлял 330,5 млрд грн - это база, сформированная за весь период существования гривны. И за последний период она выросла на 7,6%. Выпуск наличных средств, эмиссия - эти процедуры очень регламентированы законодательством, кроме того, они контролируются МВФ и другими кредиторами. Я видел систему работы Монетного двора - это закрытый процесс, и никакие манипуляции здесь невозможны.

Эмиссия, которая происходит, идет исключено в безналичной форме путем зачисления на корреспондентские счета. Весь объем эмитированных средств изымается НБУ через формирование денежно-кредитного рынка.

РБК-Украина: В конце апреля мои контакты в банковской среде утверждали, что расчеты, проведенные в НБУ (возможно, с участием иностранных экспертов), показали, что эффективным курсом на конец года будет соотношение 1 долл. - 18 грн. Были ли в действительности такие расчеты в распоряжении главы НБУ?

Степан Кубив: Названная Вашими контактами цифра могла фигурировать в рамках стресс-тестирования коммерческих банков - исключительно в рамках моделирования различных шоковых ситуаций. То есть, мы еще весной анализировали на уровне руководства НБУ немало вариантов развития событий, чтобы понимать степень стабильности и устойчивости банковской системы.

РБК-Украина: Вы уже знакомы с базовыми показателями государственного бюджета на 2015 год?

Степан Кубив: Нет (разговор происходил до внесения КМУ проекта бюджета в ВР, - ред.), но надеюсь, что до конца текущей недели проект госбюджета уже будет разработан. И до 1 января, если в Раде не будет популизма, ибо бюджет надо внимательно рассматривать, мы его примем, внеся все необходимые изменения.

РБК-Украина: Верховная Рада - и без популизма?

Степан Кубив: Надо просто отключить прямую трансляцию, потому что она стимулирует в депутатах желание понравиться.

РБК-Украина: Вы намекаете на закрытое заседание Рады?

Степан Кубив: Ни в коем случае! Присутствие журналистов обязательно! Просто, популизм приводит к принятию неэффективных решений, когда каждый тянет одеяло на себя.

РБК-Украина: Это называется лоббизм. Кстати, поддерживаете ли Вы идею о принятии закона о лоббизме?

Степан Кубив: В условиях войны и коррупции, когда необходимы реформы, - закон о лоббизме не является первоочередным.

РБК-Украина: Ваши впечатления и предложения относительно налоговых инициатив Кабмина, то есть - главы Государственной фискальной службы Игоря Белоуса?

Степан Кубив: Налоговая - это, в первую очередь, система администрирования. Она должна быть простой и понятной, тогда малый и средний бизнес станет базовым для экономики. Должен отметить, что нам нужно полностью отказаться от "бумажного" НДС.

РБК-Украина: Но налоговые инициативы предусматривают отказ от электронного администрирования НДС.

Степан Кубив: Нужно посмотреть на конечный правительственный законопроект. Когда я общался с Белоусом несколько месяцев назад, мне понравилсяь его ход мыслей. Что будет сейчас - посмотрим.

РБК-Украина: Еще один вопрос. Когда Вы ушли с должности председателя НБУ, писали, что Вы поехали в Швейцарию. Это так?

Степан Кубив (смеясь): Никогда не был в Швейцарии. А в Лондоне последний раз был 6 лет назад. Когда это писали, я был у себя, во Львове. Кстати, еще писали, что я что-то там делаю в Буковеле. Но и в Буковеле я никогда не был - у меня травмирована нога, поэтому на лыжах кататься я физически не в состоянии.

Беседовал Антон Подлуцкий

Читайте также:

Комментарии: