Полтора процента: лишний и бесконтрольный налог на войну

26.02.2015

Введение военного налога в размере 1,5% не только не решает никаких проблем армии, но и может быть дополнительным источником коррупции и незаконного обогащения отдельных персон.

ОО "Публичный аудит", специально для РБК-Украина

31 июля 2014 года Верховная Рада приняла закон №1621 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины", которым в главный налоговый документ страны было введено новое понятие - военный сбор. Тогда, по оценкам правительства, введение этого сбора должно было дополнительно привлечь в Госбюджет 2,9 млрд грн за 2014 год.

Анонсируя появление нового налога, премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что средства будут направлены исключительно на финансирование Вооруженных сил Украины, Нацгвардии и других подразделений, воюющих в зоне АТО. Однако, о механизме использования средств и кто будет их распорядителем (кто будет гарантировать, что деньги будут использованы именно на военные нужды) сообщено не было.

Специалисты ОО "Публичный аудит" попытались определить взимание военного налога и была ли достигнута цель его появления.

Учитывая указанные изменения в Налоговый кодекс, с 3 августа 2014 г. по 1 января 2015 г. в Украине вступил в силу военный сбор, ставка которого составляет 1,5%.

Плательщиками сбора являются:

- физическое лицо - резидент/нерезидент, который получает доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;

- налоговый агент.

Выплата налога взимается с:

- всех видов зарплаты;

- выплат по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера;

- компенсаций и поощрительных выплат;

- некоторых видов выигрышей.

Приведем пример. Начисленная зарплата работника составляет 1800 грн. С нее удерживается единый взнос 64,80 грн (1800,00×3,6%) и налог на доходы 260,28 грн((1800,00 - 64,80) × 15 %).

Военный сбор удерживается со всей суммы начисленной зарплаты:1800,00 × 1,5 % = 27,00 грн.

Итого удержаний: 352,08 грн (64,80 + 260,28 + 27,00), зарплата "на руки" - 1447,92 грн (1800,00 - 352,08).

Позже, 28 декабря 2014 года законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" действие военного сбора продлено до завершения реформирования ВСУ. Согласно разработанной Минобороны Концепции реформирования и развития ВСУ, последний этап начатой в 2013 году процедуры должен быть завершен в 2017 году.

Если заглянуть в историю появления военного налога, то увидим, что его автором стал британский премьер-министр Уильям Питт-младший более 200 лет назад. Причиной была необходимость закупить оружие для сдерживания Французской революции. Стягивали его по прогрессивной шкале ставок в размере от 1% до 10%, а доходы меньше определенного минимума, налогообложению не подлежали.

Похожая история была и в США. Правительство ввело налог на доходы более 150 лет назад для покрытия расходов на гражданскую войну. Ставка сбора составляла 3-5%, в зависимости от размера дохода. Скромные доходы, опять же, не облагались налогом.

История свидетельствует, что во всех случаях с богатых на войну собирали больше, чем из менее состоятельных, а беднейшее население вообще практически во всех случаях ничего не платило.

Впрочем, в соответствии с последними изменениями в Бюджетном кодексе Украины, военный сбор взимается со всех слоев населения одинаково и относится к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины, наряду с налогом на доходы физических лиц, акцизным налогом, налогом на добавленную стоимость и другими.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, введение военного сбора должно способствовать реализации мер по повышению обороноспособности и безопасности государства, однако, Госбюджетом 2015 года на указанную статью расходов предусмотрено использование конфискованных средств и средств от реализации конфискованного имущества, которые были присвоены коррупционными методами на сумму 1,5 млрд грн, которые должны поступить в специальный фонд Государственного бюджета Украины.

В то же время, согласно закону "О Государственном бюджете Украины на 2015 год", на подготовку войск, создание, закупку и ремонт вооружения и военной техники ВСУ и другие мероприятия по развитию ВСУ предусмотрено использование средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества ВСУ и средств от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащих реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования ВСУ (0,1 млрд грн) также специального фонда.

Доходы общего фонда госбюджета предназначены для финансирования общих расходов и не имеют определенного направления на конкретную цель. В то же время, доходы специального фонда включают средства, которые предназначены на обеспечение финансовыми ресурсами предусмотренной цели.

Так почему не использовать существующий механизм для прямого финансирования армии? Это позволит прозрачно видеть, как военный сбор взимается и куда используются собранные средства.

И целесообразно ли, в современных условиях, когда на территории Украины идет необъявленная война, в доходной части госбюджета планировать поступления от реализации вооружения, военной и специальной техники, земель Минобороны на сумму свыше 200 млн грн?

Согласно отчету о выполнении плана работы Государственной фискальной службы от 15 января 2015 года, объем поступлений от военного сбора в госбюджет за 2014 год составил 2,5 млрд грн. Указанная информация подтверждается отчетами Государственной казначейской службы, за январь-ноябрь 2014 года

Как видим, средний месячный доход военного сбора в госбюджет составляет 0,5 млрд грн. Таким образом, можно предположить, что годовой объем указанного налога по 2015 год составит 6 млрд грн.

Законом о госбюджете-2015 предусмотрено увеличение расходов Министерства обороны на 160%, или на 25 млрд грн - в сравнении с прошлогодними.

Распределение расходов Госбюджета 2015 года

Действия правительства по увеличению расходов на военных достаточно логичны, несмотря на конфликт в Донецкой и Луганской областях и абсолютную неготовность армии Украины к нему.

Однако, смогут ли Министерство обороны и ВСУ освоить такие значительные объемы ресурса, попробуем разобраться на конкретном примере.

Одной из статей расходов, которые получили наибольшее расширение в госбюджете-2015, является "Развитие вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины", которая с 0,5 млрд грн (2014 год) была увеличена до 5,2 млрд грн. Согласно размещенной на официальном сайте Минобороны информации об исполнении расходов на реализацию государственных целевых программ за 2013 год, из запланированных 0,5 млрд грн (как и в 2014 году) использовано лишь 0,2 млрд грн. А это - невыполнение программы на 60%.

Неготовность военных рационально и своевременно использовать бюджетные средства подтверждается отчетом временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады по вопросам проверки использования средств, перечисленных гражданами Украины на поддержку ВСУ, и расходов государственного бюджета, направленных на нужды ВСУ и других военных формирований.

Во время указанной проверки было установлено, что в 2014 году на нужды всех силовых структур и других государственных органов власти, привлеченных к проведению АТО, из государственного бюджета было выделено: из общего фонда - 40,5 млрд грн, из резервного фонда - 18,3 млрд грн, из специального фонда - 5 млрд грн.

Согласно информации, предоставленной департаментом финансов Минобороны проверяющим, за 9 месяцев 2014 года с 27 млрд грн министерство получило почти 65% положенных средств, то есть - 17,5 млрд грн. Использовано из этих средств только - 12,1 млрд грн, что составляет около 45% из запланированных расходов.

В то же время, по данным Госказначейства, использовано лишь 62% благотворительных взносов, которые поступили на счета Минобороны, администрации Государственной пограничной службы и воинской части 3027 (Национальная гвардия).

Также ВСК было определено, что "одной из ключевых причин несвоевременного обеспечения потребностей украинской армии и неэффективного использования государственных средств при осуществлении государственных закупок в силовых структурах является некомпетентность, бюрократия, безосновательные промедления и саботаж отдельных чиновников".

По состоянию на 7 января 2015 года Министерство обороны на своем веб-портале отчиталось о выполнении Государственного бюджета Украины на 2014 год

Как видим, предусмотренные 27,3 млрд грн были распределены Министерством обороны в полном объеме. Среди них - 11,9 млрд грн из резервного фонда госбюджета.

Однако, согласно справке об использовании средств резервного фонда госбюджета Минобороны, предоставленной в комитет Верховной Рады по национальной безопасности и обороны, по состоянию на 8 декабря 2014 года остаток неиспользованных средств составлял 3,3 млрд грн.

Учитывая вышеизложенное, получается, что с 11,9 млрд грн запланированных средств, за 11 месяцев 2014 года Минобороны было использовано 7,8 млрд грн, а за 23 дня - 3,3 млрд грн. В данном случае, более вероятным является то, что указанные средства нераспределенным остатком были возвращены на счета Госказначейства.

Следовательно, увеличение финансирования Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил Украины не является решением всех проблем, имеющихся в военном секторе государства, а средства, которые предоставляются и собираются через систему налогов и сборов, не используются в полном объеме и по назначению.

Резкое увеличение расходов на любую из частей государственного бюджета должно сопровождаться детальным анализом, контролем и предупреждением наиболее рисковых сфер деятельности распорядителей бюджетных средств.

В современных условиях (война на востоке Украины, падение национальной валюты и инфляция), продолжение действия военного сбора на три года должно приниматься вместе с дифференцированной системой сбора, в зависимости от объема дохода гражданина, а не на общих условиях.

Кроме того, ситуация в Украине диктует необходимость пересмотра подходов к решению многих проблем общегосударственного уровня, особенно в военной сфере. Отдельного внимания следует уделить учету и отчетности средств военного сбора и благотворительной помощи. Как пример, обеспечить прозрачную еженедельную отчетность о полученных и потраченных средствах из госбюджета и из благотворительных взносов.

Читайте также:

Комментарии: