27.02.2015
Принудив малый и средний бизнес массово обзавестись кассовыми аппаратами, правительство Арсения Яценюка снимет с предпринимателей не одну сотню миллионов гривен, как обычно - через фирмы-прокладки.
Павел Харламов, журнал "Деньги", специально для РБК-Украина
Малый и средний бизнес (МСБ) всегда пользовался особым интересом со стороны властей и налоговых органов. Достаточно вспомнить, сколько раз предпринимались попытки перекроить упрощенную систему налогообложения или обязать предпринимателей использовать в своей работе кассовые аппараты.
Причем, если перед Кабинетом министров Тимошенко, а затем и Азарова, представителям МСБ удалось часть своих интересов отстоять (речь о "налоговом Майдане", который собрался осенью 2010 года и добился вето Налогового кодекса), то Арсений Яценюк и его правительство оказались непреклонными. Поэтому, начиная с 2015 года, жизнь небольшого бизнеса существенно изменилась.
Правда, эти изменения для многих поначалу прошли незамеченными, так как их затмил резонанс вокруг единого социального взноса, новой системы администрирования НДС, возросший подоходный налог. Но предприниматели все чаще начинают говорить о том, что их упорно пытаются загнать "в тень" и вернуть в "славные 90-е". По крайней мере, нынешнее фискальное поле всячески к этому располагает.
Дать или забрать
На первый взгляд правительство упрекнуть почти не в чем. И правда, за что ругать чиновников, которые согласились на послабления для предпринимателей?
Так, уже с 2015 года для 1 группы "единщиков" предельный годовой оборот увеличен со 150 до 300 тыс грн, для 2 группы - с 1 до 1,5 млн грн, а для 3 группы - с 3 до 20 млн грн. Или что плохого в том, что 3-6 группы единого налога сведены в одну? В конце концов, меньше бумажной работы налоговикам, проще с отчетностью предпринимателям.
Но не зря говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ведь в обмен на "пряник" предпринимателей 2 и 3 групп единого налога наградили кассовыми аппаратами. Фактически, Кабмин протолкнул через парламент норму, которой бизнес противился долгие годы.
О чем конкретно речь? Начиная с 1 июля 2015 года, плательщики 3 группы, а с 1 января 2016 года - 2 группы, должны использовать в своей деятельности регистраторы расчетных операций (РРО), в том числе, при предоставлении услуг.
Это требование не касается тех, кто торгует на рынках либо реализует товары с мобильных точек продаж. Могут не использовать РРО также те предприниматели, которые торгуют продукцией собственного производства, предоставляют банковские услуги и т.д. (более подробно об этом написано в ст. 9 закона "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" №265/95-ВР).
В принципе, требования прописаны исчерпывающе. Вопрос в другом: какой смысл усложнять жизнь предпринимателям, которые платят суммы налога, не зависящие от объема выручки? Ведь СПД 2 группы ежемесячно отдают в бюджет, к примеру, сумму эквивалентную 20% минимальной зарплаты.
Можно, конечно, предположить, что таким образом налоговики хотят контролировать соблюдение предпринимателями требований к предельному обороту. Но, учитывая, что в эту налоговую группу чаще всего входит микро- и мелкий бизнес, случаи нарушения требований к годовой выручке не так уж и часты.
Со стороны 3 группы тоже есть вопросы. Да, предприниматели в данном случае платят 4% от оборота с учетом НДС или 2%+НДС. Однако, ловить налоговикам здесь тоже особо нечего, поскольку эту группу единого налога, как правило, выбирают СПД, работающие с другими предпринимателями или юридическими лицами. Это означает, что все платежи - безналичные, поэтому сокрыть что-либо достаточно сложно.
Более того, стремление добиться тотального контроля расчетных операций оказалось так велико, что в НКУ даже предусмотрели переходный период для предпринимателей, которые согласятся установить РРО заранее. Тем, кто обзаведется оборудованием до 1 июля 2015 года, пообещали двухлетнюю отсрочку по проверкам. Своеобразный бартер от фискальной службы: "Вы ставите кассовый аппарат - мы вас до 2017 года не трогаем".
Соберут с каждого
На самом деле, истинные мотивы правительства "взять кассу" лежат несколько в другой плоскости.
Первая причина - усиление контроля платежей в государственный бюджет. Ведь еще с января введен 5%-й акциз с оборота, который распространяется на розничную продажу алкогольных напитков (с июля 2015 года в их число, к слову, войдет и пиво), табачных изделий, нефтепродуктов. Помимо этого, не нужно забывать о спецпошлине в размере 5-10% на импорт, которая, по обещаниям представителей Кабмина, заработает "вот-вот уже".
Несомненно, все эти поборы ритейлеры переложат на плечи покупателей - у них попросту нет выхода. Но если крупные торговые сети могут себе позволить жонглировать ценами, то у мелких торговцев такой возможности нет.
Выход? Продавать из-под полы, мимо кассы (алкоголь и сигареты здесь не в счет, для них всегда был усиленный режим). Но теперь такой жест не пройдет, поскольку любую операцию придется проводить через РРО и отчитываться по ней перед налоговыми органами.
Вторая причина расширения территории покрытия кассовыми аппаратами не такая явная, хотя цена вопроса в этом случае гораздо выше. Ведь продажа, установка и обслуживание РРО - это отдельный бизнес с немалыми оборотами.
К примеру, один кассовый аппарат стоит в средних пределах от 5 до 10 тыс. грн, в зависимости от производителя и модели. Но, помимо этого, ежемесячно нужно тратить 150-200 грн за поддержку РРО.
В эту сумму входит плата за услуги так называемого "Центра сервисного обслуживания" и услуги некоей компании-эквайра, которая обеспечивает связь кассового аппарата с серверами Государственной фискальной службы (ГФС). Причем, последнее звено является самым сомнительным, поскольку подключить пользователей РРО к каналам связи с ГФС напрямую не представляет никаких проблем.
Но, конечно же, гораздо удобнее использовать в этой цепи компанию-прокладку (изначально монопольные функции эквайров на себя взяли частные фирмы "Укркарт" и "Интерплат"), на счетах которых будут оседать деньги налогоплательщиков.
Все только начинается
Факт того, что на предпринимателях и их кассовых аппаратах заработает не только бюджет, сомнения уже не вызывает. Дело в том, что еще с 2014 года весь бизнес, использующий в своей работе РРО, обязали заменить оборудование, которое будет передавать данные чековых лент фискалам - в режиме онлайн.
Предприниматели и компании возмущались, требовали отменить эту норму, но смирились и потратили на переоснащение своих касс около 1 млрд грн.
Однако налоговикам этого оказалось мало. И до 2016 года бизнесу придется обзавестись РРО, которые передают информацию не только об объеме расчетных операций, но и копии расчетных документов.
Повторимся, очевидно, что подобная норма - отличный способ сорвать миллионы гривен с бизнеса и их растворение в карманах "нужных" компаний, производящих РРО и их обслуживающих.
Впрочем, политика Кабмина по закручиванию гаек налогоплательщикам уже отнюдь не удивляет. Особенно после принудительного отстранения от руководства ГФС Игоря Билоуса, который старался хоть как-то слышать бизнес и еще осенью 2014 года раскритиковал действия Яценюка, попытавшегося нахрапом протолкнуть в парламент свой пакет налоговых изменений.
И судя по тому, что правительству таки удалось добиться своего, и даже сдвинуть с места главного счетовода страны, бизнесу, как мелкому, так и не очень, нужно готовиться к очередной порции перемен. Ведь манипуляции с РРО - это явно не предел.
Читайте также:
23.11.2024 Еще до масштабного вторжения. Буданов рассказал, как РФ готовилась к геноциду украинцев
23.11.2024 Польские фермеры начали новые протесты на границе с Украиной
23.11.2024 Плохой хороший результат. Как сборная Украины единственный раз Бельгии противостояла
23.11.2024 Кабмин ограничил срок действия некоторых отсрочек от мобилизации
23.11.2024 Генсек НАТО встретился с Трампом